Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

fb*> 7 2 П. В. Федоров Экономические предпосылки урбанизации Начало процесса урбанизации на Кольском Севере совпал по времени с развертыванием политики Советского государства по ин­ дустриальному строительству. Включение природных ресурсов края и омывающих его морей вписывалось в широкомасштабную программу развития сырьевой экономики всей страны. В середине 1920-х гг. из Архангельска в Мурманск был переба­ зирован траловый флот. В виду более лучшего географического поло­ жения Мурмана из-за незамерзаемости его вод и близости к районам промысла в Баренцевом море эта мера получила далеко идущие послед­ ствия для северных районов Кольского полуострова и в особенности для Мурманска, где уже в 1930-е гг. рыбная промышленность стала раз­ виваться особенно бурными темпами, включая не только рыболовецкий флот, но и его инфраструктуру — рыбообработку и судоремонт. Еще одним фундаментом экономики Мурманска стал морской транспорт. Реализация идеи о планомерном освоении Северного мор­ ского пути как альтернативного маршрута, связывающего западную часть С С С Р с его восточной частью по Северному Ледовитому океану, вдоль советского побережья, подвело к созданию в Мурманске незави­ симого от Архангельска территориального управления Главсевморпути и базы арктического флота, включавшей организованное в 1938 г. в Мурманске арктическое пароходство, в состав которого вошли новые ледоколы «И . Сталин» и «Молотов», ледоколы «Ленин», «Ермак», «О . Шмидт», ледорез «Ф . Литке», 8 ледокольных пароходов и др.147 Несмотря на то, что приоритетными направлениями морского су­ доходства центр по-прежнему считал балтийское, черноморское и дальневосточное,148 внимание Советского правительства к Мурманскому порту подогревалось не только интересами к Арктике, но и доступным круглогодичным выходом из Баренцева моря в Атлантический океан. Именно поэтому в Мурманске, наряду с арктическим флотом, в 1939 г. создается второе, «морское» пароходство, призванное работать в А т ­ лантике. Приказом Наркомата морского флота № 239 от 22 сентября 1939 г. в состав новой структуры включалось 14 судов, передаваемых с баланса Балтийского (Ленинград) и Северного (Архангельск) морских 147 Красавцев Л.Б. Морской транспорт Европейского Севера России (1918-1985): проблемы модерниза­ ции и развития. —Архангельск, 2003. —С .102. 148 Там же. - С.104.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz