Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.
68 П. В. Федоров онного фонда Мурманской ж.д.», бесплатное предоставление леса для строительства и отопления (правда, последняя льгота в то же время обязывала «каждый переселенческий двор... построить себе в тече ние первых 2-х лет жилье на отведенном ему участке земли»). Льготы распространялись только на переселенцев, которые не принадлежали к числу местного населения Карело-Мурманского края. Однако местные жители могли быть освобождены от воинской повинности в течение 10 лет и получить компенсацию за переезд в случае их переселения на Мурманский берег для занятий рыболовством129. Для координации хозяйственной деятельности Мурманской желез ной дороги был создан промышленно-транспортный и колонизационный комбинат. Входившие в него подсобные предприятия соответствовали основным направлениям работы: рыбная промышленность (Желрыба), лесная промышленность (Желлес), промышленность строительных ма териалов (Желсиликат), строительство и землеустройство (Колониза ционный отдел). На Мурмане комбинат занимался скупкой и ловом рыбы, которую затем подвергал обработке на построенном в Кандалакше консервном заводе. Недалеко от Колы были возведены кирпичные заводы (Фадеев Ручей и Шонгуй) и лесозавод (Глубокий Ручей). В Мурманске прав ление дороги организовало Полярную ярмарку, на которую приглаша лись гости со всего Советского Союза и из соседней Норвегии130. Большим вниманием правления дороги пользовалась проблема з а селения полосы железной дороги. К 1925 г. между Медвежьей Горой и Мурманском возник 21 новый населенный пункт131. Одним из базисов колонизации железная дорога считала разви тие сельского хозяйства как основы «быта колонизационного населе ния Карело-Мурманского края», фактора «продовольственного благо получия и заселения плацдарма», через который только лежат «пути к глубокому экономическому завоеванию природных богатств»132. В соответствии с этим в своем решении от 17 июня 1925 г. Президиум Мурманского губисполкома выделил на южной окраине города Мур манска, на левом берегу Варничного ручья, колонизационные участки 129 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ ). —Ф.Р-130. —Оп.7. —Д.255. —Лл. 293- 294, 306-311; Вестник Мурмана. — 1923. —№ 23. —С .2-4. 130 Вестник Карело-Мурманского края. — 1925. - № 7 («Мысли о Мурманских ярмарках»). 131 Сорокин В.В. К истории разработки постановления СТО об освоении Карело-Мурманского края / / История СССР. — 1970. —№ 4. —С .116. 132 Вестник Мурмана. - 1923. - № 50. - С.9; № 52. - С.15.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz