Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

68 П. В. Федоров онного фонда Мурманской ж.д.», бесплатное предоставление леса для строительства и отопления (правда, последняя льгота в то же время обязывала «каждый переселенческий двор... построить себе в тече­ ние первых 2-х лет жилье на отведенном ему участке земли»). Льготы распространялись только на переселенцев, которые не принадлежали к числу местного населения Карело-Мурманского края. Однако местные жители могли быть освобождены от воинской повинности в течение 10 лет и получить компенсацию за переезд в случае их переселения на Мурманский берег для занятий рыболовством129. Для координации хозяйственной деятельности Мурманской желез­ ной дороги был создан промышленно-транспортный и колонизационный комбинат. Входившие в него подсобные предприятия соответствовали основным направлениям работы: рыбная промышленность (Желрыба), лесная промышленность (Желлес), промышленность строительных ма­ териалов (Желсиликат), строительство и землеустройство (Колониза­ ционный отдел). На Мурмане комбинат занимался скупкой и ловом рыбы, которую затем подвергал обработке на построенном в Кандалакше консервном заводе. Недалеко от Колы были возведены кирпичные заводы (Фадеев Ручей и Шонгуй) и лесозавод (Глубокий Ручей). В Мурманске прав­ ление дороги организовало Полярную ярмарку, на которую приглаша­ лись гости со всего Советского Союза и из соседней Норвегии130. Большим вниманием правления дороги пользовалась проблема з а ­ селения полосы железной дороги. К 1925 г. между Медвежьей Горой и Мурманском возник 21 новый населенный пункт131. Одним из базисов колонизации железная дорога считала разви­ тие сельского хозяйства как основы «быта колонизационного населе­ ния Карело-Мурманского края», фактора «продовольственного благо­ получия и заселения плацдарма», через который только лежат «пути к глубокому экономическому завоеванию природных богатств»132. В соответствии с этим в своем решении от 17 июня 1925 г. Президиум Мурманского губисполкома выделил на южной окраине города Мур­ манска, на левом берегу Варничного ручья, колонизационные участки 129 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ ). —Ф.Р-130. —Оп.7. —Д.255. —Лл. 293- 294, 306-311; Вестник Мурмана. — 1923. —№ 23. —С .2-4. 130 Вестник Карело-Мурманского края. — 1925. - № 7 («Мысли о Мурманских ярмарках»). 131 Сорокин В.В. К истории разработки постановления СТО об освоении Карело-Мурманского края / / История СССР. — 1970. —№ 4. —С .116. 132 Вестник Мурмана. - 1923. - № 50. - С.9; № 52. - С.15.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz