Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

Культурные ландшафты Кольского Севера 6 7 В 1922-1923 гг. в Петрограде, где тогда располагалось правление Мурманской железной дороги, родился проект «колонизации Карело- Мурманского края». Его рождение стало ответом на возникшую в цен­ тре губительную идею закрытия рельсового пути на Мурман в виду убыточности. Авторы проекта не только не скрывали, но и всячески рекламировали то, что в качестве некоего образца ими был заимство­ ван опыт Канады и СШ А по колонизации территорий через железные дороги. Признавалось, что поскольку «Мурманское железнодорожное предприятие не обладало до сих пор такими правами и возможностя­ ми как американские дороги», оно поэтому и не могло обнаружить той инициативы и энергии по заселению и экономическому воздействию на обслуживаемый им район, какая поражает в деятельности американ­ ских железных дорог»127. При этом, правда, уточнялось, что использо­ вание зарубежного опыта невозможно без внесения в него коррективов, в соответствии с правовыми и своеобразными природными условиями Р С Ф С Р . Основной поправкой в мурманском проекте стало, в частно­ сти, изменение формы земельного пользования: если в западном вари­ анте землей наделялись индивидуальные колонисты, то в соответствии с законодательством Р С Ф С Р такое право могла получить только сама железная дорога как государственное предприятие128. В остальном же признавалось заметное сходство с канадским опытом, что нашло от­ ражение в появлении в печати того времени таких образов, как «С о ­ ветская Канада» или «канадизация Мурмана». В условиях Н ЭП а и хозяйственной децентрализации новый проект получил поддержку центра. 25 мая 1923 г. Совет Труда и Обороны утвердил Положение «О колонизации Карельско-Мурманского края», в соответствии с кото­ рым железная дорога на 10 лет получала надел земли в 3 млн. десятин (241 тыс. кв. км) с правом эксплуатации лесов, недр, вод и других «природных сил и богатств» как самостоятельно, так и с привлечени­ ем для этого государственных, общественных, смешанных и частных предприятий. Притоку рабочей силы в район железной дороги долж­ ны были способствовать введенные тем же Положением льготы для лиц, переселяющихся в Карело-Мурманский край. К ним относились: 10-летняя отсрочка от призыва в армию, освобождение на 10 лет от «всяких налогов», единовременная оплата переезда семьи колонистов вместе с имуществом в место нового проживания «за счет колонизаци­ 127 Производительные силы района Мурманской железной дороги. — Петрозаводск, 1923. - С.225. 128 Там же. - С.226-227.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz