Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

66 Ч?» П. В. Федоров сто к конфузам. Журнал «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера» сообщал, что в 1915 г. расквартированные в Алексан- дровске в здании биологической станции военные моряки разорили на­ ходившийся здесь музей. Ими «не только был выпит весь спирт из банок с препаратами..., но были испорчены и уничтожены вещи, мебель» 123. Все это естественно вызывало желание гражданских властей огра­ ничить процесс бесконтрольного расползания военной инфраструктуры. Учредитель Мурманска А .Ф . Трепов пытался предотвратить поглоще­ ние города военно-морской базой, которая нуждалась в расширении своей площади. В письме к морскому министру И .К . Григоровичу он вынужден был настаивать, «чтобы впредь чинами морского ведомства отнюдь не занимались участки на площади, отведенной под город, вне той черты, которая специально отведена под морскую базу»124. 3 фев­ раля 1917 г. А .Ф . Трепов получил согласие императора Николая II з а ­ резервировать 280 десятин земли городской площади для отвода под поселенческие участки частным лицам125. Постепенно, с выходом России из Первой мировой войны, военное строительство на Мурмане стало замирать. В годы Гражданской войны была закрыта Иоканьгская военно-морская база, а ее строения при­ способлены под тюрьму. Всплеск военного строительства повторился на Мурмане в 1920- 1922 гг., но впоследствии был заглушен нормализацией международ­ ных отношений Советской Россииi2f>. Воинский контингент покинул Кольский Север на целое десятилетие. Начало заселения полосы железной дороги С наступлением мира культурные ландшафты Кольского Севера стали испытывать новое воздействие, но уже со стороны железной до­ роги. В отличие от когда-то проходившего по данной территории «по­ чтового тракта», железная дорога выявляла совершенно другие воз­ можности, не только в качестве одного из транспортных средств, но теперь уже и в виде сложного механизма, способного участвовать в процессе заселения и освоения края. 125 В.Б. Музейный вопрос в Архангельске / / Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. - 1918. - № 5-6. - С.138. 124 РГИА. - Ф .274. - Оп.2. - Д.1008. - Л.112. 125 Там же. - Л. 111, ИЗ. 126 См. подробнее: Семенов Д.Г. История военного строительства на Мурмане. Март 1920 г. —июнь 1941 г.: Дисс... канд. ист. наук. —Архангельск, 2012. — Гл.1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz