Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

6 4 П. В. Федоров учрежденной межведомственной комиссии112. Официальное переиме­ нование Романова-на-Мурмане в Мурманск было оформлено распоря­ жением морского министра Временного правительства А .И . Гучкова ш . 1 апреля 1917 г. данное распоряжение было доведено до сведения чле­ нов Временного правительства114. Мурманск не мог не удивлять динамикой своего роста. Весной 1917 г. в нем проживало уже не менее 12,5 тыс. чел.1Ь, что было со­ поставимо с численностью населения всего Кольского Севера к началу строительства Мурманской железной дороги. Летом и осенью 1917 г. полным ходом шли работы по выработке плана застройки нового города и согласованию «территориальных ин­ тересов» всех работавших в нем ведомств, чему, например, было посвя­ щено заседание Междуведомственного совещания 5 октября 1917 г. в Мурманске116. Но планы постоянно отодвигались из-за политического кризиса и военных обстоятельств. Российская революция превратила Мурманск в политический центр Кольского Севера. Здесь действовал Совет депутатов, позицио­ нировавший себя как «краевой» орган. После переворота и ликвида­ ции Мурманского Совета осенью 1918 г. находившееся в Архангель­ ске антибольшевистское правительство Северной области закрепило за Мурманском статус административного центра обширной территории, переведя сюда своих представителей. Военное строительство на Мурмане в 1915-1922 гг. Угроза германского противодействия вынудила российское прави­ тельство принять меры для защиты судоходства, для чего начиная с 1915 г. правительство приступает к формированию на Мурмане струк­ тур военной безопасности. Общий замысел был изложен в Плане орга­ низации морских сил в Северном Ледовитом океане и Белом море, ко­ торый в феврале 1916 г. был утвержден императором. Морским силам Северного Ледовитого океана ставилась задача охраны транспортных судов на подходах к портам, в местах сосредоточения в ожидании про­ водки их караваном (на Иокангском рейде) или очереди разгрузки (в 112 РГИА. — Ф .274. — Оп.2. — Д.1008. — Л.108. 113 Гучков А.И. (1862-1936) —лидер партии «Союз 17 октября», в 1917 г. военный и морской министр Временного правительства России. 1,4 См.: Журналы заседаний Временного правительства. —М., 2001. —Т. 1. —С. 213. 115 Ушаков И .Ф . Избранные произведения. —Т.1. —С .605. 116 Ушаков И .Ф . Выработка плана застройки города Мурманска//Наука и бизнес на Мурмане. —2002. - № 1. - С.51-54.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz