Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.
Культурные ландшафты Кольского Севера fb *> 61 Чг» На северном участке Мурманской железной дороги возникло 12 станций: Кандалакша, Пинозеро, Зашеек, Охтоканда, Хибины, Иман дра, Оленья, Пулозеро, Кица, Шонгуй, Кола и Мурман, а также два разъезда: Белый и Ягельный Бор102. Новые станции старались строить на свободных местах, примыкающих к уже заселенным территориям. Станция Кандалакша была открыта поблизости с одноименным селом, а станция Кола — у одноименного города. Станции Кица, Пулозеро и разъезд Ягельный Бор возникли вблизи саамских жилищ. Причем, на месте Кицы, Пулозера и Зашейка находились старые дорожные стан ции почтового тракта103. При станциях возникли поселки, населенные рабочими и инженерно-техническими служащими железной дороги. Как и поселки при лесозаводах, они были всецело привязаны к обслуживанию инфра структуры. Основание Мурманска Мурманская железная дорога не дошла до Александровска, но привела к появлению на берегу Кольского залива нового города — Мурманска. Документы позволяют установить хронику и мотивы принятия ре шения об основании города. 29 июня 1916 г. приехавший в Царскую Ставку в Могилев министр путей сообщения А .Ф . Трепов во время аудиенции обратил внимание Николая II на приближающееся заверше ние строительства Мурманской железной дороги и открывающиеся в связи с этим возможности Мурманского порта, который превращался в «давно желанный выход нашей торговли через бассейн Атлантического океана на мировой рынок»104. Министр считал, что использовать все возникающие в экономическом отношении перспективы края следовало путем основания у конечной станции Мурманской железной дороги, рядом с территорией морского порта, где к тому времени возник кон гломерат поселков, постоянного городского поселения. В знак особой значимости новому городу предлагалось присвоить фамилию правящего монарха — Романов. Данное предложение шло вразрез с имевшимися тогда установками. Мурманскую железную дорогу строили в условиях острой военной необходимости, что предполагало чисто утилитарное отношение к создаваемой инфраструктуре, потому и поселки на тер 102 Ушаков И .Ф . Избранные произведения. —Т.1. —С.561. 103 Ушаков И .Ф . Кольский Север в досоветское время. —С .77, 101, 216-217, 323. 104 РГИА. - Ф.1276. - Оп.12. - Д.793. - Л.1-2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz