Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

rb * 6 0 П. В. Федоров Вас, строителей, мастеровых и рабочих за столь быстрое окончание *» ° 100 первостепенной государственной важности предприятия...» На строительстве Мурманской железной дороги действительно были достигнуты беспрецедентные в мировой практике темпы проклад­ ки рельсового пути. 1000-километровое полотно было уложено за 20 месяцев: в среднем по 52,5 км в месяц. Стоимость железнодорожного строительства составила примерно 200 миллионов рублей. Строительство Мурманской железной дороги привело к жизни целый ряд новых населенных пунктов. Так выглядел поселок вблизи железнодорожной станции и морского порта Кандалакша в 1916 г. И сточни к: Мурманская ж елезная дорога: К ратки й очерк постройки железной дороги на Мурман с описанием ее района. — П г., 1916. — С .54-55. Контур Мурманской железной дороги не противоречил конструкции «сборки» традиционных ландшафтов Кольского Севера и даже, можно сказать, учитывал ее. Рельсовый путь между Кандалакшей и Колой, прой­ дя по давно освоенной местным аборигенным населением территории Эко- стровского, Масельгского и Кильдинского погостов, более-менее совпадал с линией старинного почтового тракта, который поддерживался ценой ти­ танических усилий многих поколений местных жителей. По словам ака­ демика А .Е . Ферсмана, «должным образом воспринять и оценить слова «тропа», «дорога», «тракт»» сможет тот, кто «много лет своей жизни от­ дал борьбе за тропу, кто сам «протаптывал» ее собственными ногами»101. 100 РГИА. - Ф .274. - Оп.2. - Д.1013. - Л.34. 101 Ферсман А.Е. История одной тропы. (И з истории Кольского полуострова). —Л., 1959. —С.33.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz