Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.
Культурные ландшафты Кольского Севера 59 Столкнувшись с тяжелыми условиями жизни на стройке, вольно наемные рабочие с нетерпением ждали окончания своих контрактов, чтобы скорее уехать. Канадцы, нанятые по договору с российским пра вительством английской фирмой лорда Френча, были настолько напу ганы увиденным, что и вовсе отказались работать. Случались побеги. Рабочие нередко получали ранения и погибали от несчастных слу чаев. Довольно высокой была смертность от заболеваний. По офици альным данным, за время строительства от болезней скончалось 617 человек, в том числе от цинги — 422 человека98. Но эта цифра з а нижена, поскольку не учитывает летальные исходы тяжело больных, отправленных на лечение за пределы стройки. Морской министр И .К . Григорович, посетивший строительство осенью 1916 г., впоследствии писал: «Поездка эта произвела на меня отвратительное впечатление, видно, все жалобы, которые до меня до ходили, были верны. Рабочие и пленные, работающие на дороге, со держатся плохо, о них мало заботятся, особенно о китайцах, которые за работу получают мало, почти голые и голодные, но с них дерут большие деньги за все, что им необходимо, так что заработка не хватает. Я был свидетелем полного отчаяния этих людей и даже скандалов, о чем го ворил с министром путей сообщения (А .Ф . Треповым. — П .Ф .) , но он близко к сердцу это не принимает, а главный инженер-строитель нас успокаивал и обещал улучшить положение рабочих, но было видно, что он попросту обманывал»99. Железнодорожное оборудование для Мурманской дороги закупа лось за границей, для чего Управление постройки командировало своих представителей в Лондон, Париж и Нью-Йорк. Конечным пунктом дороги была выбрана Семеновская бухта, на ходящаяся чуть севернее Колы, в южном колене Кольского залива. Здесь с 1915 г. шло сооружение временных пристаней для приема со юзнических судов. 3 ноября 1916 г. недалеко от Полярного круга произошла стыковка северного и южного участков дороги. В землю был забит серебряный костыль, специально изготовленный на одном из петроградских заво дов. С этого дня по всей дороге открылось сквозное движение. Нико лай II прислал телеграмму: «Счастлив доброму известию. Благодарю 98 Там же. —С .75. 99 Григорович И.К. Воспоминания бывшего морского министра. 1853-1917. — Кронштадт-М., 2005. - С.111.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz