Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.
5 8 Ч?» П. В. Федоров В Китай были направлены агенты Мурманской железной дороги. Вербовка происходила в китайских провинциях. Желающих отправиться в «царство полуночного солнца и полярной ночи» перевозили в Харбин и подвергали медицинскому осмотру. После свержения Цинской династии Китай переживал острейшую борьбу за власть. Уехать от нестабильности и бедности хотели многие жители этой страны. В Харбине отобранные китайцы снабжались одеждой (каждому выдавалось два костюма, пара носок, обувь и кепка), несколькими по лотенцами, посудой и самым главным инструментом — лопатой. Зим ней одежды предусмотрено не было (найти ее в южной стране, видимо, оказалось непросто). Партиями, по 200-300 человек, китайские рабо чие далее на маршрутных беспересадочных поездах отправлялись до Архангельска, а оттуда, уже морских путем, до места стройки. Всего их с 23 мая по 25 июля 1916 г. было отправлено из Харбина 9246 96 человек . В общей сложности на строительстве Мурманской железной до роги работало в 1916 г. около 70 тысяч человек. Интернациональный состав рабочих превратил стройплощадку в беспрецедентный полиэт нический котел: на стройке работали русские, финны, татары, армяне, черкесы, дагестанцы, казахи, чехи, венгры, немцы, австрийцы, китай цы, канадцы, а также местное население — поморы, карелы, саамы, коми, ненцы, норвежцы. Очевидец писал: «Затруднения с языком возникали с финнами, венграми и кавказцами из охраны. Венгры не понимают ни русского, ни немецкого языка. Кавказцы очень плохо по нимают по-русски. Кроме того, много затруднений создают расовая вражда и религиозные различия. Военнопленные чехи не желают жить в одних бараках с немцами. Магометане, татары и кавказцы отказы ваются есть мясо коров, убитых на обыкновенной бойне и режут их по-своему способу, не желая даже возить свое мясо на тех телегах, на которых перевозится мясо для русских рабочих. Соблюдая свой летний пост (Рамазан), магометане не едят до захода солнца и оказываются в трагическом положении в тех широтах, где солнце летом не заходит совсем. Голодовка магометан во время поста из-за незаходящего солнца заставила администрацию переводить их несколько южнее, где солнце закрывалось на некоторое время лесом или горами»97. % РГИА. - Ф.417,- Оп.1. - Д.40,- Лл.1-10. 97 Мурманская железная дорога: Краткий очерк постройки железной дороги на Мурман с описанием ее района. - Пг., 1916. - С.71-72.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz