Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

Культурные ландшафты Кольского Севера 57 юзннческими грузами в Петроград. Причем для ускорения работ было решено строить дорогу «облегченного типа», вчерне, с последующей достройкой ее до магистрального уровня. Поэтому подъемы допуска­ лись до 15 метров на километр пути (вместо положенных 6 метров), на поворотах радиус кривых разрешался вдвое больше нормы (255 метров вместо 640 метров). Примерно четвертая часть всего пути (250 верст) проходила по болотам, которые требовали трудоемких земляных работ. Невысокие насыпи на болотах проваливались, не выдерживая прохождения по ним платформ с рельсами и другим укладочным материалом, поэтому их з а ­ меняли деревянными настилами. Многочисленные озера, реки и ручей­ ки, встречавшиеся на пути, создавали не меньше трудностей: на всем протяжении дороги пришлось построить свыше тысячи искусствен­ ных сооружений на водотоках. Огромные валуны, торчащие из земли, устранялись либо вручную, либо с помощью взрыва их динамитом. Пустынность края и малочисленность местного населения создали серьезную проблему рабочих рук По опыту строительства Амурской железной дороги, правительство пошло на введение на Севере упро­ щенного порядка по найму рабочей силы, который должен был сделать условия работы более привлекательными: в частности, допускалось з а ­ ключение с работниками не только письменных, но и устных трудовых договоров; залоги отменялись, при этом всячески поощрялась система выдачи задатков и авансов94. Управлению строительства дороги при­ ходилось активно вербовать рабочих в различных губерниях России, но в связи с мобилизацией и уходом многих мужчин на фронт эта работа не принесла ожидаемого эффекта. На тяжелые, земляные работы со временем пришлось нанимать даже женщин. При заключении трудового договора нанимаемому выдавали зада­ ток от 1 до 10 рублей, при этом отбирали паспорт, заводили расчетную книжку и вручали номерную бляху95. Дефицит рабочих рук на Мурманской стройке удалось заметно восполнить за счет привлечения труда военнопленных. По опыту воз­ ведения Транссибирской железной дороги, также было решено задей­ ствовать китайцев, имевших наиболее дешевую цену на рынке рабочей силы. Заработная плата китайцев была на 35-40 процентов ниже, чем у русских землекопов. 94 РГИА. - Ф.1276. - 0п.20. - Д.89. - Лл.112-113. 95 Ушаков И .Ф . Избранные произведения. —Т.1. —С.568.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz