Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.
rb*> 56 °So> П. В. Федоров того, что последнее, в отличие от беломорского, было незамерзающим и позволяло принимать суда круглогодично. Эта записка и стала поводом для принятия 21 января 1915 г. Высочайшего решения о производстве из ысканий железной дороги к Мурманскому побережью, а 21 февраля — об отпуске кредита на заготовку материалов для ее строительства89. Весь ход принимаемых в дальнейшем документов свидетельствует, с каким трудом давалось правительству решение о строительстве Мур манской железной дороги в условиях войны. Только 3 июня 1915 г. последовало высочайшее повеление о строи тельстве рельсового пути от Кандалакши до Колы90. В таком виде до рога имела бы недостроенный промежуток — между Кандалакшей и Сорокой, передвижение по которому предполагалось морским путем, вдоль Карельского берега Белого моря. Поэтому практически одно временно правительством принимаются решения о выделении средств на установку 12 автоматических маячных ацетиленовых огней и одного освещаемого бакена, а также на приобретение плавучих средств и при способлений для организации морской перевозки между Кандалакшей и Сорокой91. Большую проблему при этом создавали не только тех нологические трудности, связанные с организацией двойной перегруз ки «море-суша», но и мелководность Кандалакшского и Сорокского портов, требовавшая проведения грузовых работ только при помощи шаланд в открытом море, а также замерзаемость моря в зимнее время. Поэтому уже в июле 1915 г. центр отказывается от этого проекта и принимает очередное решение о проведении подготовительных работ по постройке среднего участка железной дороги между Кандалакшей и Сорокой92. 23 сентября 1915 г. была утверждена строительная стои мость этой линии в размере 6 млн. 500 тыс. руб.93 Несмотря на суровые природные условия, российское правитель ство решило проложить рельсовый путь к побережью Баренцева моря в кратчайшие сроки, финансируя работы через систему чрезвычайных сверхсметных кредитов из военного фонда. Предполагалось, что уже спустя год от мурманских пристаней должны были пойти поезда с со- 89 РГИА. - Ф.1276. - 0п.20. - Д.81. - Лл.125-126; Там же. - Ф .274. - Оп.2. - Д.1008. - Л.ЗЗ . 90 РГИА. - Ф.1276. - 0п.20. - Д.89. - Лл.120-121. 91 РГИА. — Ф.1276. — 0п.20. —Д.89. — Лл.172-173; Высочайше утвержденные Особые журналы Совета Министров за 1915 год. № 397. 92 РГИА. — Ф.1276. — 0п.20. —Д.91. —Л.94; Высочайше утвержденные Особые журналы Совета Министров за 1915 год. - № 498. 93 Высочайше утвержденные Особые журналы Совета Министров за 1915 год. - № 688.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz