Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.
Культурные ландшафты Кольского Севера сЬ*> 55 строений по сравнению с 1914 г. уменьшилось на 14 %. В 1926 г. из 79 построек, учтенных на территории Александровска, 14 — пустовали87. Строительство Мурманской железной дороги и культурный ландшафт Серьезным испытанием на прочность для части традиционных ландшафтов Кольского Севера стало строительство Мурманской же лезной дороги в 1915-1916 ГГ. С началом Первой мировой войны Россия осталась без надежной связи с внешним миром. Балтийское море заблокировали немцы, Чер ное море — турки. По западной границе империи протянулся сухопут ный фронт. Это поставило под угрозу ресурсные контакты России с союзниками по Антанте. И з оставшихся у России транспортных кори доров действовали только дальневосточный и архангельский. Владиво стокский порт не мог спасти положение, поскольку находился слишком далеко от театра военных действий и к тому же мог контактировать только с Японией и СШ А . Военные грузы в Россию можно было з а возить и через систему железных дорог Швеции и Финляндии, но их пропускная способность также была невелика. Взоры правительства обратились на Север. Архангельск принимал пароходы только пять ме сяцев в году (с мая до октября), когда северодвинский рейд и Белое мо ре были свободны ото льдов. Узкоколейная Архангельско-Вологодская железная дорога нуждалась в реконструкции — перестройке на широ кую колею. Особую актуальность в военной обстановке приобретали проекты строительства железной дороги на Мурман. 1 января 1915 г. на основании доклада министра путей сообщения С .В . Рухлова Николаем II принимается решение о строительстве же лезной дороги от Петрозаводска до Сороцкой бухты на юго-западном побережье Белого моря. Император, обычно излагавший свои резолю ции кратко (одним словом, а то и несколькими буквами), на этот раз на особом журнале Совета Министров надписал: «Согласен. Но считаю безусловно необходимым в будущем продолжение этой линии на се вер — до одной из лучших бухт Мурманского побережья»88. Следующим шагом стала направленная Николаю II записка извест ного исследователя Севера А .Л . Брейтфуса и коллежского советника Афендика, в которой они еще раз повторили мысль С .Ю . Витте о не обходимости продления дороги на север, до побережья Мурмана, в силу "7 ГАМО. - Ф.Р-114. - Оп.1. - Д.74. - Л .6-7. 88 Особые журналы Совета Министров Российской империи. 1914 год. —М., 2006. —С 571.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz