Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

гЪ * 34 П. В. Федоров в 11еченгу25. Неоднократно менял местоположение и сам Печенгский монастырь, основанный в X V I в.: в первые десятилетия своей истории он перемещался вдоль долины реки Печенги, после шведского погрома 1589 г. обосновался в Коле, в 1886 г. возобновил свою деятельность в Печенге24. По предположению И .Ф . Ушакова, после шведского на­ падения в 1589 г. монахи Кокуева монастыря, находившегося близ По- рьей Губы, переселились в Кандалакшский монастырь25. С .А . Никонов пишет о возможном перемещении самого Кандалакшского монастыря со своего первоначального места, где он мог носить название «Кокуев»26. Не только это монашеское «блуждание», но и способность мона­ стырей образовывать свои вотчины на удаленных территориях Коль­ ского Севера, зачастую поверх других ландшафтных типов (погоста, сельского поселения) отражало свойственную монастырскому ланд­ шафту пассионарностъ, что было использовано русским правитель­ ством для утверждения на лапландских землях. Вопреки средневековой традиции, монастыри на Кольском Севере не огораживались мощными крепостными стенами, были деревянными и невысокими, сильнее, чем где-либо, напоминали сельский ландшафт, привязывались к окружавшей их природной и социальной среде зада­ чами миссионерского окормления местных аборигенов, хозяйственного радения и возделывания на порубежье. Академик С .Ф . Платонов об­ ращал внимание на колонизирующую миссию монастырей на Русском Севере: «пустынь, основанная иноками в необитаемой глуши, — писал он, — непременно притягивала к себе население, как только бывала находима случайными «приходцами» в их поисках новых хозяйствен­ 23 Иеромонах Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие: Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления. —Мурманск, 2003. —С .98. 24 Иеромонах Митрофан (Баданин). Краткий исторический обзор географических мест размещения Трифонов-Печенгского монастыря с XV I по X X I вв. / / III Ушаковские чтения: Сб. науч. статей. — Мурманск, 2006. —С.43-50. Автор этой статьи иеромонах Митрофан (Баданин), правда, неоднозначно указывает то место, куда в XV I в. переместился монастырь. Он пишет, что монастырь был перенесен от реки Маны к реке Княжухе, туда, где ныне якобы находится церковь Андрея Первозванного и Николая Чудотворца 1912 г. постройки (Там же. —С.45). В действительности данный храм стоит в другом месте, там, где находилась колония Баркино. На это же указывает очевидец строительства и освящения храма Д.А. Ануфриев (См.: Записки очевидца Д.А. Ануфриева о возобновлении Трифоно-Печенгского мона­ стыря за время с 1890 по 1916 год. —Архангельск, 1916. —С .110-111). Южнее устья реки Княжухи, куда был перенесен монастырь, в 1911 г. был освящен храм Рождества Христова, фундамент которого ныне накрыт навесом. 25 Ушаков И .Ф . Избранные произведения. В 3 т. —Мурманск, 1998. —Т.З. —С.37-38. 26 Никонов С.А. Кандалакшский монастырь в XVI-XVIII веках: исследования и материалы. — Мур­ манск, 2011. —Часть I: Очерки истории. —С .86.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz