Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.
Культурные ландшафты Кольского Севера 33 °Чо> Правда, с конца X I X века удельная доля южной сельской «агло мерации» в общем составе населения Кольского Севера понижалась за счет быстро заселяющейся северной части Кольского полуострова, где возникали новые селения («колонии») и псевдо-городские образования (Александрова ). Любое село обычно удивляло путешественника своим размахом, гармонией воды и суши, присутствием моды и вычурностью стилей, будь то архитектурные постройки или одежда (у В .И . Немировича- Данченко кандалакшская женщина в «ярком кумачевом сарафане», а местные парни в «городских костюмах»21). Другая размерность сельского ландшафта — деревня, как нераз- вившееся село, небольшое сельское поселение, стимулы к росту кото рого чем-то ограничены. Иллюстрации сельской жизни в деревне — те же самые, но с меньшими контрастностью и масштабом. Наконец, самая примитивная институция в сельском ландшафте представлена выселком. Это осколок, удаленное местечко села или де ревни. Писатель В .И . Немирович-Данченко, посетивший Федосеевский выселок близ Кандалакши, сравнивал его с «убогой деревенькой»22. Монастыри Период зарождения и активной деятельности православных мона стырских корпораций на Кольском Севере относится к XV I — первой половине XV III в. На фоне целого ряда недолго просуществовавших местных монастырей (Кольского Троицкого, Кольского Петропавлов ского) выделяются монастыри с длинной историей — Кандалакшский Пречистенский и Печенгский Троицкий. Нельзя не заметить связи монастырей, с одной стороны, с пра- ландшафтом, а с другой стороны, с сельским ландшафтом. Генезис монастыря в условиях языческого окружения начинался с пустынножительства — ски та, который представлял особую форму интеграции отшельника в праландшафт. Классическим примером тако го отшельничества служит пустынножительство «просветителя» саамов Трифона Печенгского. Монастыри Кольского Севера вынужденно меняли свое местопо ложение. Монахи Кольского Троицкого монастыря около 1549 г. ушли 21 Немирович-Данченко В.И. Страна холода. В 2-х т. Изд. 2-е. —СПб., [1903]. —Т.2. —С .16, 47. 22 Там же. —С .51.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz