Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.
32 °<d> П. В. Федоров Сельский ландшафт — оплот оседлости, укореннености, с которым человек получал на почве устойчивость. Потому и кладбище, с креста ми и встречающимися надписями на них, как символ приземленности, становилось неотъемлемой частью сакрального пространства сельского ландшафта. Сакральные места сельского ландшафта, как правило, многочис ленны: кроме кладбищ, их образуют храмы, поклонные кресты, при вязанные к месту поверья и легенды. Сельский ландшафт Кольского Севера институциализируется в три социальные размерности. Самой крупной из них является село. Отдельные села на Кольском Севере могли опережать по численности населения уездные города Ко лу и Александровск. По переписи 1897 г., в с. Варзуге, например, про живало 793 жителя, что составляло 8,5 процента от численности на селения Кольского уезда19. К началу Первой мировой войны четверть населения уезда (ставшего к тому времени Александровским) была сконцентрирована в пяти селах южной части Кольского полуостро ва — Тетрино, Варзуге, Кузомени, Умбе и Кандалакше. На фоне низ кой плотности населения края, откровенной пустынности значительных его площадей эти села выглядели урбанистически, что наталкивает на такое парадоксальное понятие, как «сельская урбанизация». Еще Сер гей Максимов в середине X I X века сравнивал Варзугу со «столицей всего Терского берега», «центром деятельности», куда «бредут и лопа- 20 ри, плывут и торговцы кемские и архангельские» . Старинное русское село Кандалакша в начале X X века. И сточн и к: Мурманская ж елезная дорога: К ратки й очерк постройки железной дороги на Мурман с описанием ее района. — П г., 1916. - С .60-61. 19 Ушаков И .Ф . Кольский Север в досоветское время. —С.36. 20 Максимов С.В. Избранные произведения. В 2 т. —М., 1987. —Т.1. ~ С.228.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz