Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

Культурные ландшафты Кольского Севера г^у> 19 мягче или щедрее, переход в северные отшельники — феномен какого- то неимоверного приспособления, некой гиперадаптации. Отшельник по-сути растворяется в природе, становится ее частью. Знаки природ­ ного и сакрального будут главенствовать в этом ландшафтном эталоне над социальным и рукотворным. Отшельнический тип поселений не нашел широкого распростране­ ния, хотя и не исчез полностью. Разве не слышны отголоски отшельни­ ческого образа жизни в традициях северных народов, уединяющихся с оленями в тундре, или в обычаях жителей современных городов ходить в одиночные походы для рыбалки или охоты? Притом, что отшельничество сегодня многими воспринимается как напоминание о старине глубокой, исторически он моложе общинножи- тельства. Разве мог первобытный человек мечтать об отшельничестве, видя в своей родовой организации едва ли не единственное убежище от грозных сил природы? Неудивительно, что общинножительство стало главным способом жизнеустройства на Севере. К типам сезонных поселений относятся погосты и становища. Первые образовывались саамами. Вторые создавались русскими рыбо­ промышленниками, приходившими на берега Кольского полуострова из глубинных районов Русского Севера. То общее, что объединяло сезон­ ные поселения как разновидности ландшафтного текста, диктовалось временностью самого пристанища. Отсюда, преобладание природно­ го над рукотворным: незамысловатые жилища и саамов, и поморов- сезонщиков не только не нарушали, но и вписывались в природный пейзаж. Различие же заключается в том, что социальное и сакраль­ ное имело для погостов гораздо большее значение, чем для рыбацких становищ. Погост (сийт) одновременно являлся кровно-родственной общиной, тогда как становище — лишь временной и во многом мар­ гинальной социальной организацией, исключавшей семейственность в виду преобладания в ней мужского населения. Типами постоянных неурбанизированных поселений на Кольском Севере являются села и деревни. Они населены укорененным насе­ лением, имеющим, как правило, развитую поколенческую структуру и традиционный уклад жизни, основанный на гармонии природного, рукотворного, сакрального и социального (то, что писатель Василий Белов называл словом «лад»). Сельские и деревенские постройки до­ бротны, но не громоздки. Село обычно больше деревни, до революции отличалось обязательным наличием храма и сельского управления, по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz