Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.
Культурные ландшафты Кольского Севера г^у> 19 мягче или щедрее, переход в северные отшельники — феномен какого- то неимоверного приспособления, некой гиперадаптации. Отшельник по-сути растворяется в природе, становится ее частью. Знаки природ ного и сакрального будут главенствовать в этом ландшафтном эталоне над социальным и рукотворным. Отшельнический тип поселений не нашел широкого распростране ния, хотя и не исчез полностью. Разве не слышны отголоски отшельни ческого образа жизни в традициях северных народов, уединяющихся с оленями в тундре, или в обычаях жителей современных городов ходить в одиночные походы для рыбалки или охоты? Притом, что отшельничество сегодня многими воспринимается как напоминание о старине глубокой, исторически он моложе общинножи- тельства. Разве мог первобытный человек мечтать об отшельничестве, видя в своей родовой организации едва ли не единственное убежище от грозных сил природы? Неудивительно, что общинножительство стало главным способом жизнеустройства на Севере. К типам сезонных поселений относятся погосты и становища. Первые образовывались саамами. Вторые создавались русскими рыбо промышленниками, приходившими на берега Кольского полуострова из глубинных районов Русского Севера. То общее, что объединяло сезон ные поселения как разновидности ландшафтного текста, диктовалось временностью самого пристанища. Отсюда, преобладание природно го над рукотворным: незамысловатые жилища и саамов, и поморов- сезонщиков не только не нарушали, но и вписывались в природный пейзаж. Различие же заключается в том, что социальное и сакраль ное имело для погостов гораздо большее значение, чем для рыбацких становищ. Погост (сийт) одновременно являлся кровно-родственной общиной, тогда как становище — лишь временной и во многом мар гинальной социальной организацией, исключавшей семейственность в виду преобладания в ней мужского населения. Типами постоянных неурбанизированных поселений на Кольском Севере являются села и деревни. Они населены укорененным насе лением, имеющим, как правило, развитую поколенческую структуру и традиционный уклад жизни, основанный на гармонии природного, рукотворного, сакрального и социального (то, что писатель Василий Белов называл словом «лад»). Сельские и деревенские постройки до бротны, но не громоздки. Село обычно больше деревни, до революции отличалось обязательным наличием храма и сельского управления, по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz