Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

18 П. В. Федоров просто постройки; кладбища — не просто могильники, памятник — не просто техническое сооружение и т.д. Сакральные значения наслаива­ ются на прочие знаки, и в этом синтезе образуют особые символы. Исторические типы культурного ландшафта как эталонные стили ландшафтного метатекста В ландшафтном метатексте природное, социальное, рукотворное и сакральное органично взаимосвязано только в свойственной данному поселению комбинации. Эту формулу усложняют не только местные особенности, но и временные наслоения, остатки уходящих и новообра­ зования возникающих форм. Как известно, абсолютно одинаковых на­ селенных пунктов не бывает. Но можно постараться выделить похожие образцы, связав их понятием исторический ти п . Каждый историче­ ский тип представляет собой определенный «эталонный стиль» ланд­ шафтного метатекста. Многообразие исторические типов поселений на Кольском Севере позволяет структурировать их в три большие группы: неурбанизиро­ ванные, урбанизированные и переходные. Неурбанизированные (традиционные) типы. К неурбанизиро­ ванным, или традиционным, типам поселений относятся образцы куль­ турного ландшафта, появившееся в результате рассредоточенного засе­ ления. Речь идет о населенных пунктах, привязанных к традиционной, промысловой деятельности, численность населения в которых довольно жестко регламентирована зависимостью социума от природной среды. Причем, в сезонных поселениях, существующих только в период про­ мысла, зависимость человека от природы принимает экстремальную форму. Более лояльные отношения между социальным и природным возникают в тех местах, где человек отказывается от сезонного в пользу постоянного проживания. Самым примитивным типом поселения является место проживания отшельника. Отшельничество, как уединение, пустынножительство, обычно связано с монашеским подвигом, нестяжанием ради духовного благоговения. История Кольского Севера знает примеры отшельниче­ ства среди православных миссионеров в XV I в. Север для отшельника не казался экстремальным. Суровая природа была его родной стихией, представлялась ему более ласковой, чем тонущее в страстях общество, спастись от которого можно было путем ухода, уединения. Но учиты­ вая, что природная среда, в действительности, не становилась от этого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz