Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

Культурные ландшафты Кольского Севера rb*> 17 но пульсирующая жизнь, что выражено, например, в установке памят­ ников Ждущей. Разделителями служат и речные берега. Социальное. Второе символическое пространство отражает со­ циальную среду, свойственную данному культурному ландшафту. При осмотре любого поселения невооруженным глазом могут быть замече­ ны такие характеристики, как населенность ландшафта, ее однород­ ность или разнородность, миграционная подвижность, возрастной со­ став, семейственность. Социальное отражается в селитебной площади населенного пункта, плотности людских потоков в нем, этнических признаках населения или их отсутствии, признаках социального рас­ слоения, преобладающих (традиционных) особенностях и проявлении нетипического, сформированности поколенческой структуры населения (семейственности и родственности). Рукотворное. Еще одно символическое пространство принадле­ жит рукотворной (технической) природе. Собственно, что отличает культурный ландшафт от естественного, нетронутого ландшафта, — в первую очередь, привнесение на земную поверхность созданного ру­ ками человека, будь то жилище, дорога или техническое устройство. Знаки технической природы являются естественной иллюстрацией знаков социальной природы. Качество и высота построек, развитость инфраструктуры, включая дорожную сеть и средства коммуникации, техническое оснащение жилища, от традиционного костра к печкам и паровому отоплению, санитарно-гигиенические традиции, техническое оформление ландшафта, от обычных заборов и светильников до машин и сложного производственного оснащения, — все это свидетельствует о том типе технической культуры, который преобладает в границах дан­ ного культурного ландшафта. Рукотворное может занимать скромное место в условиях полной зависимости социального от природного. Но может и повышать свою значимость в ходе технической революции, вплоть до возвышения техники над природой и человеком. Сакральное. Наконец, еще одно символическое пространство при­ звана выражать сакральное. Сакральные пространства всегда связаны с обслуживанием какого-нибудь культа (религиозного, культа мертвых, культа памяти и т.д.). Причем, его составной частью может становиться природное, ру­ котворное или социальное, дополненное смыслом неприкосновенного и иррационального. Так, например, сейды — священные камни у саа­ мов — не просто камни; шаманы — не просто люди; храмы — не ^Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека ' Г - г м - Ш Л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz