Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.
16 <*d> П. В. Федоров перед исследователем задачу реконструкции определенных средних значений, своего рода м е т а т е к с т а , меняющегося во времени и в про странстве. Для его нахождения, очевидно, следует таким образом пре парировать ландшафтную текстуальность, чтобы в ней были очерчены общие, межтекстовые поля, скрепляющие метатекст в одно целое. Морфология ландшафтной текстуальности Такими межтекстовыми полями в структуре ландшафтной тек стуальности могут стать символические пространства — природного, социального, рукотворного и сакрального — вследствие многознач ности каждого из них. Природное. Первое символическое пространство отражает при родную среду, свойственную данному культурному ландшафту. Это самая «молчаливая» и трудночитаемая группа символов, для ее деко дировки обычно требуются «подсказки» в виде отражений из других знаковых систем. Символы природной среды зачастую призваны сигнализировать пограничные состояния: конечность самого культурного ландшафта и ту первооснову, на которой он создавался. Столкновение с девственной природой является неизменным усло вием любого социального ландшафтогенеза. «Слабые» ландшафты ограничены в своем развитии мощью биосферы, которая не только противостоит расширению ландшафтной границы, но и нередко до влеет над содержимым внутри нее. «Сильные» ландшафты, напротив, представляют собой причину экологических трансформаций, со вре менем начиная работать над их оздоровлением. Поэтому нетронутые девственные леса вокруг поселения могут означать и непреодолимую границу «слабого» ландшафта, и охраняемую природную зону в «силь ном» ландшафте. К последнему же относятся возводимые искусствен ные природные рекреации в виде парков, скверов и т.д. Напротив, тех ногенная пустошь, отвалы полезных ископаемых, загубленная природа станут знаками культурного вмешательства в природную среду. Берега тоже являются границами, но их смысловая нагрузка мо жет варьироваться. В небольших поселениях крест на морской берегу означает скорее «конец земли», «обрыв тверди», за которым следу ет инородное пространство, зона риска, где спасение зависит от Бога. Тогда как в крупных портовых городах смыслы берега увязаны уже с продолжением, переходом, «воротами», через которые проходит силь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz