Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

16 <*d> П. В. Федоров перед исследователем задачу реконструкции определенных средних значений, своего рода м е т а т е к с т а , меняющегося во времени и в про­ странстве. Для его нахождения, очевидно, следует таким образом пре­ парировать ландшафтную текстуальность, чтобы в ней были очерчены общие, межтекстовые поля, скрепляющие метатекст в одно целое. Морфология ландшафтной текстуальности Такими межтекстовыми полями в структуре ландшафтной тек­ стуальности могут стать символические пространства — природного, социального, рукотворного и сакрального — вследствие многознач­ ности каждого из них. Природное. Первое символическое пространство отражает при­ родную среду, свойственную данному культурному ландшафту. Это самая «молчаливая» и трудночитаемая группа символов, для ее деко­ дировки обычно требуются «подсказки» в виде отражений из других знаковых систем. Символы природной среды зачастую призваны сигнализировать пограничные состояния: конечность самого культурного ландшафта и ту первооснову, на которой он создавался. Столкновение с девственной природой является неизменным усло­ вием любого социального ландшафтогенеза. «Слабые» ландшафты ограничены в своем развитии мощью биосферы, которая не только противостоит расширению ландшафтной границы, но и нередко до­ влеет над содержимым внутри нее. «Сильные» ландшафты, напротив, представляют собой причину экологических трансформаций, со вре­ менем начиная работать над их оздоровлением. Поэтому нетронутые девственные леса вокруг поселения могут означать и непреодолимую границу «слабого» ландшафта, и охраняемую природную зону в «силь­ ном» ландшафте. К последнему же относятся возводимые искусствен­ ные природные рекреации в виде парков, скверов и т.д. Напротив, тех­ ногенная пустошь, отвалы полезных ископаемых, загубленная природа станут знаками культурного вмешательства в природную среду. Берега тоже являются границами, но их смысловая нагрузка мо­ жет варьироваться. В небольших поселениях крест на морской берегу означает скорее «конец земли», «обрыв тверди», за которым следу­ ет инородное пространство, зона риска, где спасение зависит от Бога. Тогда как в крупных портовых городах смыслы берега увязаны уже с продолжением, переходом, «воротами», через которые проходит силь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz