Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

гЫ ° 14 °<?> П. В. Федоров Путеводители. Еще одной специфической, привязанной к ланд­ шафту, группой источников являются туристические путеводители, во­ шедшие в массовую культуру россиян в X I X в. Хотя в задачу путе­ водителей входит не столько передача реалистического образа места, сколько создание привлекательного для туристов территориального бренда, информация, содержащаяся в них, заметно облегчает декоди­ рование местной культурной ситуации. Устные тексты. Ничто так не обогащает представления о ланд­ шафте, как реконструирование культурной памяти местных жителей посредством проведения интервью. Данный способ открывает большие возможности не только для гуманитарной разведки ландшафтного про­ странства , но и в качестве непосредственного способа его изучения «в глубину». Другие группы. Мир словесных текстов так велик, что перечис­ лить все жанровые группы, отражающие рефлексии культурного ланд­ шафта, в кратком обзоре невозможно. Нельзя не обратить внимание на ценность воспоминаний — и в виде мемуаров, и в виде дневников. А сколько полезного об иррациональной стороне ландшафта можно почерпнуть в художественной литературе! Многообразие отраженных словесных текстов о ландшафте создает интригующую перспективу для их комплексного и сравнительного изучения. Изобразительные тексты как отраженный плейер-текст Еще один способ отражения культурного ландшафта возможен при помощи изобразительного языка. Пленер-текст может быть достоверно и вполне адекватно запе­ чатлен на фотографии и в документальном кино. Обычно кино- и фотодокументы живут дольше самого ландшафта, меняющегося во вре­ мени, и рано или поздно становятся уникальным источником его непо­ средственной визуализации. Зрительные образы культурного л андш аф та передаются также через живопись, графику и ландшафтное моделирование ( м ак е ты , диорамы, музеи-скансены) , но степень их переработки в этих видах искусства выше, чем в фото- и кинодокументах. Тем не менее трудно переоценить значение художественных изобразительных источников, включая гравюры, реалистические полотна и рисунки, для познания культурного ландшафта, не запечатленного с помощью фото- и кино- техники.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz