Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

гг>° 115 °<г» головою. Летняя одежда — юпа, шитая из серого сукна, род голландской рубахи с прямым воротом. На голове то круглый, то островерхий вязаный или валеный колпак, шерстяные чулки да каньги из оленьей кожи с носками, загнутыми кверху, и мягкою подошвой. Рубашка опоясывается шерстяной узорной лентой с огневицей вроде портмоне, усаженной бисером и пуговка­ ми. Впрочем, приморские лопари в последнее время стали носить, разуме­ ется по праздникам, пальто и сюртуки норвежского изделия, оставив у себя старые шапки и старую обувь. Они необыкновенно смешны в этом костюме. Пычек, пякуи, яры, каньги, шапки, колпаки, чулки, пояса и ремни приготов­ ляются из домашних материалов лапландками. Молодые лопари причесыва­ ются на одно ухо, пожилые на оба. Первые подстригают волосы в пол-уха, а пожилые оставляют их расти хотя до плеч. Но понятно, что доглядеть это платье вам придется уже в тупе, у ярко-горящего костра. Дело в том, что пока вы недоумевали, к кому из лопарей взойти, один захватил вас за плечи и чуть не силою втащил к себе, кланяясь на каждом шагу и желая вам всего лучшего. С удивлением останавливаетесь вы посреди этого странного жилья. Сажени две в ширину и две с половиною в длину, эти четырехугольные сру­ бы очень низки. Аршина три с четвертью, не более, высоты. Кровля на один скат, иногда досчатая, иногда крьггая дерном. На передней и боковой стенах по одному окну, скупо пропускающему свет в слюдяные, редко-редко сте­ клянные рамы. Двери лопарей на деревянных петлях. В левом углу от входа устроен тякув, нечто вроде камина, каменной кладки. Полукруглый большой зев ее постоянно обдает вас жаром, потому что огонь в костре поддержива­ ется всегда. И з тякува в крышу сделана просто-напросто дыра. По-нашему закрыть трубу, а по-лопарски заложить это тряпьем, старыми лохмотьями. От тякува вдоль стены идут полки для утвари. На продольных и передних стенках нары. Домохозяева с женами помещаются на передней лавке в углу, далее сыновья и остальные мужчины. Девушки у двери. В тупе, таким обра­ зом, живет иногда до двадцати пяти, тридцати человек. Чем больше народу в пырте (лопарское название избы), тем счастливее хозяин. Чистота воздуха при этом, разумеется, считается лишней роскошью и лопари выносят такую духоту, в какой нам нельзя было бы провести и минуты. В переднем углу — иконы, медные складни и лубочные картины. Раз в одном пырте увидел я между образами графа Паскевича-Эриванского верхом на лошади, с обыч­ ными особенностями суздальского художества, т.е. зеленым лицом, желтым мундиром и красною лошадью. Спрашиваю — лопари, наивно крестясь, за­ являют, что это Георгий Победоносец. В другой раз мне показали икону св. Николы и рядом жену этого святого. Изумленный, всматриваюсь и вижу греческую девицу Бобелину. Через Норвегию ввозятся сюда сантименталь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz