Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.

f*> ° 104 <*?» П. В. Федоров Благодаря деятельности, которую вели исследователи истории и, в частности, профессора Мурманского пединститута И .Ф . Ушаков и А .А . Киселев накапливалась система аргументаций, позволяющая рас­ сматривать единство Кольского Севера во времени. К решению этой задачи с 1950-х гг. активно подключилась краеведческая обществен­ ность в разных городах и районах Мурманской области. Духовный ренессанс рубежа X X -X X I вв. совпал с открытием православных храмов в разных населенных пунктах Мурманской обла­ сти. В некоторых из них — в Кандалакше, Александровске-Полярном, Коле и др. — были восстановлены некогда разрушенные церкви. В 1997 г. возобновил свою деятельность Трифонов-Печенгский мона­ стырь. В современных условиях памятные места местные жители ста­ раются отметить поклонными крестами и памятниками — тем самым современные ландшафты развивают маркировку своего сакрального пространства. Духовные связи ландшафтов. Поклонный крест на месте разрушенного храма св. Пророка Илии в Териберке. 2012 г. И ст очн ик: Человек — место — память. — Мурманск, 2013. Преемственность ланд­ шафтов сохраняется и че­ рез «память» топонимики. Многие населенные пункты Кольского Севера, несмотря на возможность переименования в период советского идеологического эксперимента, со­ хранили свои исконные названия (Кола, Кандалакша, Умба, Варзуга и Т.д.). Историческое прошлое населенных пунктов активно исполь­ зуется для формирования географических образов и туристических брендов. Символами древности Кольского Севера стали восприни­ маться расположенные в разных местах края древние лабиринты, открытые на р. Поной и на Канозере наскальные рисунки, деревян­ ная шатровая Успенская церковь в с. Варзуге (X V I I в .), Николь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz