Фёдоров, П. В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика / П. В. Фёдоров ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 175 с. : ил., карты.
fb * 100 Чг» Г1. В. Федоров портов и аэродромов местных воздушных линий 247. Телефон проник в самые дальние уголки тундры248. В быт населения края прочно вошло телевидение 244. Систематическая работа по созданию в области сети современных шоссейных дорог началась с 1950-х гг. Современные до роги были проложены от областного центра к новым городам и местам строительства новых ГЭС . Своеобразным каркасом шоссейной инфра структуры стала автомобильная трасса Ленинград-Мурманск. Общая же протяженность шоссейных трасс с твердым покрытием в пределах Мурманской области резко выросла, с 26 километров в 1940 г. до 2226 километров в 1990 г.250 В условиях урбанизации у села была возможность уцелеть, если оно включалось в урбанизированный ландшафт: становилось приго родным селом или, более того, служило основанием для возникновения поселка городского типа или целого города. Трансформация традиционного ландшафта могла происходить в двух вариантах: во-первых, за счет поглощения одного населенного пункта другим; и во-вторых, на основе эволюции территории населен ного пункта. Примером первого варианта трансформации служит история села Кандалакши. С началом строительства железной дороги здесь, рядом с селом, начал расти поселок, который в 1938 г. был преобразован в го род. Село продолжало существовать на границе городской территории, пока в 1971 г. не было поглощено ею. Таким же процессом поглощения завершилась диверсификация Ум- бы, начатая еще в царское время. Благодаря развитию лесного произ водства, поселок Лесной в 1967 г. поглотил село Умбу, которое, правда, перед своим исчезновением подарило поселку свое историческое на звание. Второй вариант трансформации произошел с селом (а в прошлом уездным городом) Колой. Возникший здесь в ходе строительства же лезной дороги станционный поселок находился в определенном удале нии и никак не мог стать центром поселения. Эволюции подверглось само село, преобразованное в 1935 г. в рабочий поселок, а спустя 30 лет — в город. На его территории возникли рыболовецкий колхоз, мебельная и макаронная фабрики, гипсовый и пивоваренный заводы. 247 ГАМО. - Ф .Р-646. - Оп.1. - Д.1908. - Л.52-53. 248 ГАМО. - Ф .Р-646. - Оп.1. - Д.1367. - Л.1,4. 249 Скоро засветятся голубые экраны / / Кандалакшский коммунист. — 1961. — 21 июля; Строится ре трансляционный пункт / / Кандалакшский коммунист. — 1961. —22 сентября. 250 Мурманской области 60 лет: Юбилейный статистический сборник. —Мурманск, 1998. —С 60.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz