Фёдоров П.В. Кольский Север: от «Терского наволока» к региональной целостности (местные интересы в процессе становления региональной идентичности) Региональное сообщество в период социальных трансформаций: Кольский Север, начало XXI века. Рос. акад. наук. 2007. - С. 31-40.

П.В. Федоров КОЛЬСКИЙ СЕВЕР: ОТ "ТЕРСКОГО НАВОЛОКА" К РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ (МЕСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ) В больших странах, таких, как Россия с крайне неоднородным природно- климатическим пространством, этническим составом населения, разнородным окружением и дефицитом ресурсов, неизбежной данностью становится появление общих, вызванных специфичностью условий, интересов компактно проживающих довольно крупных сообществ людей. Такие интересы принято называть местными, или региональными. В советской историографии было принято считать, что в условиях социализма никаких региональных интересов существовать не может - интересы центра и периферии сливаются (Нелидов, 1962, с. 108). Данная идеологема вступала в противоречие с самой жизнью, и события после распада СССР это еще раз подтвердили. Региональные интересы являются довольно интересным феноменом человеческого сообщества. Вполне очевидна и понятна ситуация появления интересов у отдельно взятого человека или небольшого социума, члены которого находятся в повседневной досягаемости друг к другу. Но как, при каких обстоятельствах рождаются и осознаются общие интересы крупного сообщества, разбросанного на пространстве в сотни километров, члены которого могут никогда не встретиться друг с другом? Рождение региональных интересов становится едва ли не самой важной предпосылкой создания региональной идентичности. Осознание этой идентичности происходит на разных уровнях и проявляется в различных формах. Важнейшим индикатором региональной идентичности становится идентификация местным социумом регионального пространства. Человек осознает природную целостность своей территории через рождение топонима. Не менее важным индикатором является самоидентификация социума, происходящая на стыке образов "свои-чужие", что также фиксируется в языковой картине (Антошина, 2005, с .193-195; Нахшина, 2006, с.95-102). Осознание собственной уникальности местным сообществом может происходить на основе культурной, административно-территориальной, экономической и экологической рефлексии. Рефлексия оказывается следствием функционирования традиционных связей и каналов, изолирующих это сообщество от другого. Набор культурных характеристик включает в себя язык и местные наречия, обрядовость, религию, мифологию и т.д. Административно- территориальная доминанта объединяет местный социум его включением в единую систему управления. Экономический вектор концентрации местного сообщества обнаруживает себя устоявшимися формами хозяйственных отношений, местным рынком. Экологическая доминанта сплочения местного социума особенно действенна в районах с неблагоприятными природно- климатическими условиями, например, такими, как Крайний Север. Взаимотношения человека с природой в таких экстремальных районах 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz