Фёдоров П.В. Кольский Север: от «Терского наволока» к региональной целостности (местные интересы в процессе становления региональной идентичности) Региональное сообщество в период социальных трансформаций: Кольский Север, начало XXI века. Рос. акад. наук. 2007. - С. 31-40.

показывают, что во многих случаях кольское сырье обходится дешевле, чем руды некоторых других экономических районов" (Прокофьев и др., 1958). Осуществленное в начале 1960-х годов сокращение северных льгот, как и общее ухудшение материального положения населения Мурманской области в период реформ, вступив в противоречие с региональными интересами, вызвало общественные возмущения: забастовку работников судоремонтного завода № 1 в Мурманске в 1960 г. (Семенов, 2004, с .162-163) и срыв приуроченного к встрече Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева торжественного митинга на Центральном стадионе Мурманска летом 1962 г. (Блинов, 2000, с.33-35). Визиты в Мурманскую область руководителей Советского государства также обычно использовались для продвижения региональных инициатив. Итогами поездок на Мурман Н.С.Хрущева (1962 г.), JI.И.Брежнева и А.Н.Косыгина (1967 г.), М.С.Горбачева (1987 г.) становились специальные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, посвященные развитию Кольского Севера. Немаловажное влияние на процесс развития региональных интересов оказывало и приграничное положение Кольского Севера, особенно в период произошедшего в период холодной войны повышения стратегического статуса самой северной границы. И не только в плане, выражаясь словами первого секретаря Мурманского обкома КПСС В.А.Прокофьева, "повседневного воспитания трудящихся в духе высокой политической бдительности" (Прокофьев, 1957), но и открывавшихся возможностей приграничного сотрудничества, принимавшего в годы официального противостояния с западным миром символический смысл. Специфика портового города Мурманска, представлявшего собой своеобразное окно в "железном занавесе", определяла компетентность местного населения, имевшего возможность сравнивать советскую действительность с западной. Региональной самоидентификации на основе сопоставления местных интересов способствовала применявшаяся в послевоенные годы практика социалистического соревнования между областями и областными центрами. Так, например, Мурманск с 1957 г. соревновался с Калининградом. Их многое объединяло: приграничные города, сопоставимые по численности проживавшего в них населения, крупные центры рыбной промышленности. Неслучайно во время первого визита мурманской делегации в Калининград председатель Калининградского совнархоза А.М.Кутырев (в прошлом первый секретарь Мурманского обкома партии) прямо сказал: "Мы с Мурманском должны держать тесную связь. У нас одни интересы (выделено нами. - П.Ф.), и будем помогать друг другу в любое время чем только можем" (Соревнование..., 1957). Ввиду повышения статуса региональных субъектов после распада СССР объективно усложнилась сама система взаимоотношений центра и регионов, в результате чего региональные интересы начинают институализироваться в идеологическую систему. Огромная роль в ее выработке принадлежит местным властям, которые уже не просто транслируют интересы местного сообщества, но и фактически определяют стратегию регионального развития. Ставшая возможной после распада СССР политическая активность общества обеспечила развитие местной политической элиты. Региональные 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz