Фёдоров П.В. Кольский Север: от «Терского наволока» к региональной целостности (местные интересы в процессе становления региональной идентичности) Региональное сообщество в период социальных трансформаций: Кольский Север, начало XXI века. Рос. акад. наук. 2007. - С. 31-40.
правами императора фактически не обладали решающей силой и правительственные структуры. Однако их мнение, как и мнение губернатора, часто оказывалось определяющим при вынесении "высочайшего" вердикта. Централизованная бюрократическая система, хотя и не способствовала мгновенному реагированию на общественные нужды, все же оказывалась вполне жизнеспособной в государстве с ограниченными ресурсами и невысоким уровнем политической культуры населения. Об этом, в частности, свидетельствует опыт взаимодействия Архангельской губернии, в состав которой входил Кольский Север, с центром. Так, например, 13 марта 1798 года Павел I издал указ о предоставлении льгот жителям Колы на основании их "просьбы" (ПСЗРИ. Собрание первое. Т.ХХѴ. № 18887). Подобные акты принимаются позднее и Александром I - 6 мая 1810 года и 14 июля 1820 года (ПСЗРИ. Собрание первое. Т.ХХХІ. № 24221; Т.ХХХѴІІ. № 28356). В дальнейшем все больший вес в выработке законодательных инициатив в отношении Кольского Севера начинает приобретать архангельское губернское начальство, аккумулирующее и просеивающие жалобы с мест, выступающее своего рода передатчиком местной информации в центр с правами ее цензуры. Вместе с тем заметна и обратная реакция центра, начинающего активно использовать эту информацию для коррекции своих политических инициатив. При всем том, что региональные интересы должны отражать мнение местного сообщества и быть условием региональной идентичности, чаще всего они не могли найти своего выражения из-за недостаточного развития местных культурных сил. Поэтому своего рода "трансляторами", а в какой-то степени и созидателями региональных интересов могли становиться неместные жители - путешественники, публицисты, приезжающие в край и схватывающие его региональный образ. Так появляются идеи о перманентном "обеднении" края, регрессе мурманских рыбных промыслов и вымирании лопарей в силу правительственного невнимания к нуждам края, называемого "Русской Лапландией". Кольскому Северу еще / в дореволюционный период была посвящена обширная бытописательская и публицистическая литература. Эффективность регионального лобби зависела от многих обстоятельств: и от умения местного начальства представить местные проблемы как национально значимые, то есть привязать их к государственным приоритетам; и от элементарной просвещенности, согласованности, наконец, личных отношений чиновников разного уровня между собой. Судьбы некоторых региональных идей могли ждать своего часа десятилетиями, не находя поддержки у столичных ведомств. Однако проведенная работа возымела определенное действие: Кольский Север все больше ассоциировался у высших властей с региональной целостностью, все больше законов посвящалось развитию этой заполярной окраины (Федоров, 2006, с.29-35). В конце XIX века в рубрикаторе "Полного собрания законов Российской империи появилась даже отдельная дефиниция "Мурман", тогда как "Архангельская губерния" в отдельную дефиницию не выделялась. Региональные интересы, как правило, группировались вокруг местных социально-экономических и национально-культурных проблем. В качестве средств их разрешения рассматривались, например, такие рычаги, как привлечение на территорию региона финансовых потоков, введение местных льгот и послаблений, повышение административного статуса территории. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz