Фёдоров П.В. Кольский Север: от «Терского наволока» к региональной целостности (местные интересы в процессе становления региональной идентичности) Региональное сообщество в период социальных трансформаций: Кольский Север, начало XXI века. Рос. акад. наук. 2007. - С. 31-40.

оказываются важнейшим стимулом, определяющим поведение и активность местного социума, его социальные и даже нравственные установки. И все же компактно проживающие местные сообщества обнаруживают себя региональным целым далеко не сразу. Этот процесс весьма специфичен и должен изучаться в контексте конкретно-исторических условий. Несмотря на то, что еще в XV веке жители Кольского Севера стали осознавать природно-географическую целостность Кольского п-ова как выступа суши, омываемого морями, что подтверждается появлением топонима "Терский наволок" (Шаскольский, 1952), они еще длительный период не осознавали себя региональной целостностью. Поморы, жившие на Терском берегу, саамы, обитавшие в срединной части полуострова, рыбаки, приходившие на сезонные промыслы на северное Мурманское побережье, пребывали как бы в разных мирах, различных социокультурных измерениях. Социокультурная неоднородность дополнялась и административно-территориальным дуализмом: до ХѴПІ века Кольский уезд не включал южного Терского берега Кольского п-ова (последний входил в состав Двинского уезда). Первичным пространством, где рождались местные интересы, которые, как правило, не выходили за рамки корпоративных, становилась традиционная община, члены которой были тесно связаны с землей (местом проживания) будь то поморское село или саамский погост. Интересы общины, опиравшиеся на собственное мерило справедливости, выражались на сходах и формулировались в челобитных. То были жалобы на непосильное бремя повинностей, недостаток средств к существованию, из чего следовали просьбы о послаблениях и льготах (Ушаков, 1997, с.74-78). Иные жалобы были направлены на разграничение "своего" и "чужого". Так, например, Териберская община в начале XX века боролась с попытками лопарей соседней Кольско-Лопарской волости пасти оленьи стада в районе териберских сенокосов . Система местных, общинных интересов определялась единством природного и социального: выработанный здесь столетиями диалог человека и природы должен был гарантировать ресурсообеспеченность. Довольно хрупкий баланс, поддерживаемый в условиях Заполярья, основывался на жестком контроле общины за пользователями местных ресурсов, всяческом охранении их от притязаний посторонних, в том числе и со стороны государства. Местами постоянного проживания поморов и аборигенного населения - саамов были Терский и Карельский берега. Благодаря встроенности общины в систему государственного управления в обширной Российской империи местные интересы могли лоббироваться по сложившимся бюрократическим каналам. Передача импульса обычно происходила снизу вверх, от окраины к центру, через все звенья: община, уезд, губернатор, министр, правительство, император. Рождение закона, таким образом, обеспечивалось за счет совпадения интересов всех этих уровней. Выпадение одного из звеньев повышало риск остановки продвижения инициативы. При этом губернатор при всей значимости своих функций не был наделен полномочиями принятия окончательных решений в отношении многих, на первый взгляд, даже незначительных вопросов. В империи с широчайшими Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф.54.0п.1 .Д.50.Л.24; Ф.505.0п.1.Д.З.Л.13об.-14, 25. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz