Фёдоров П.В. «Каждое время выдвигает своих историков»: беседа с профессором Алексеем Алексеевичем Киселёвым. 1921 год в судьбах России и мира: от Гражданской войны к послевоенному миру и новым международным отношениям. 2011, c.14-26.

Для Валентина Саввича смыслом жизни была литературная работа. Буква за бук­ вой, слово за словом, страница за страницей, книга за книгой. Так прошла вся его жизнь. Без выходных и отпусков. А его музой стала муза Клио - в древнегреческой мифологии муза истории. Ведь история - наш вечный и неисчерпаемый источник. Если опубликовать все его труды, все, что он оставил после себя, а в его архивы вхо­ дят картотеки, уникальная галерея по истории русского портрета, генеалогические выкладки, интервью, рецензии и другие литературоведческие материалы, то выйдет не менее 40 томов». Правда, были и другие оценки творчества B.C. Пикуля. Так, автор «Двух капита­ нов» Вениамин Каверин (Зильбер) свидетельствовал: «...Это времяпрепровождение, а не самоуглубление, которое всегда русская литература предпочитала любому другому чувству». В то время, когда официальная пропаганда отрицала существование у нас в стране массовой культуры, Каверин относил к ней произведения Пикуля. Но не будем судить, а вернемся к своей теме - к мурмановедению. Из трех десятков романов Пикуля три целиком посвящены северным морям и нашему краю - «Океанский патруль», «Реквием каравану PQ-17» и «Из тупика». Если первые два были приняты читателями вполне благожелательно и даже восторженно, то по поводу третьего разгорелись горячие дискуссии, которые продолжаются до сих Я прочитал роман «Из тупика» сразу же, как только он вышел в Лениздате (од­ ним толстым и тяжелым, как кирпич, томом). И сразу увидел, откуда ветер дует: «Да это же художественное переложение книги В.В. Тарасова «Борьба с интервентами на Мурмане в 1918-1920 гг.». К тому же Пикуль и сам подтверждал это в предисловии: «Эта книга - исторический роман-хроника... Хронологическая канва сохранена в ро­ мане по возможности в точности - как можно ближе к фактам, потрясавшим тогда весь мир...». ...О B.C. Пикуле, его творчестве вообще и особенно о романе «Из тупика» я пи­ сал за эти десятилетия не раз. К 75-летию Валентина Саввича я опубликовал большую статью «Мурман в творчестве B.C. Пикуля», где говорил: «Что касалось романа «Из тупика», то тут у мурманских историков и краеведов были принципиальные несогла­ сия с автором. Этот роман посвящен событиям Первой мировой войны, революции 1917 г., интервенции на Севере. И в принципе неплохо оценен критиками и читателями. Вот мнение писателя и критика Юрия Ростовцева: «Роман “Из тупика”, несо­ мненно, одно из самых ярких произведений прозаика. Он написан удивительно легко и свободно, и в то же время в нем есть художественная ценность. Автор перебрасыва­ ет нас вместе с его персонажами в разные географические точки мира. Дарданеллы и Мурманск, Тулон и Петербург - вот лишь некоторые места действия героев романа. Но эта многоплановость не мешает, а усиливает впечатление... Наверное, читатель отметит для себя тот новый материал по истории Русского Севера, которым насыщены страницы романа-хроники В. Пикуля. Буквально на на­ ших глазах разворачивается строительство Мурманска и связавшей его со столицей стальной магистрали, которая одних ведет в мир, в революцию, а других - к духовно­ му краху, в тупик». Другие оппоненты говорят, что роман «Из тупика» несет большой политический заряд, что в нем с исторической неотвратимостью накатывается революционная сти­ хия. Мы словно делаемся очевидцами тех событий. На наших глазах люди становятся 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz