Фёдоров, П. В. История Трифоно-Печенгского монастыря (1886-1917 гг.) / П. В. Фёдоров ; Фонд культуры, Мурм. гос. пед. ин-т, каф. истории. – Мурманск : Север, 1996. - 70, [1] с.

ные буквы и общеприня тые буквари . В старшем .отделении уч ащи е ­ ся читали уж е отдельные статьи, басни, стихотворения. От них тр ебо в ало с ь не только правильное ,чт ение , но и умение своими сло ­ вами п ер е с к а за т ь прочитанное. Некоторы е басни Крыло в а , стихот­ ворения Пушкина, Лермон т о в а , Н е к р а с о в а и других поэтов учени­ ки выучив али , наизусть. По арифме тике дети обучались простейшим действиям с чис­ лами: сложению , вычитанию, умножению и делению. «Прия тно было видеть в школе, — сообщ ал очевидец, — отсут­ ствие мертвящей дисциплины , требующей от детей почти неподви­ жного сидения за парт ами , до звол яющей говорить д е т ям ,т о л ь к о по вызову учителя. Это проявление ф о рм а л и зм а отсутствует в мон а ­ стырской школе. Д е ти чувствуют себя свободно и легко, они под­ ходят к учителю, о б р ащ аю т с я к нему за р а зъ я сн ени ями и снова принимаются за свою работу. Учит елю ,не приходится командова ть: «Тише... Сидите к а к следует... Слушайте... Д е рж и т е руки на сто­ ле»... и т. п. И д ело идет свободно, легко, без ненужных потуг. Нет р абско го следования обычным дидактическим ш аб л он ам » .7 В школе была своя библиотека. К 1909 г. в, ней на считывалось 266 томов книг религиозного, учебно-методического и п о з н а в а т е л ь ­ ного со д е рж а ни я .8 В 1910 г. в Трифоно-Печенгский монастырь пришел циркул ярный ук а з Святейшего Синода «О принятии мер к недопущению в учебные зав едения брошюры г р аф а Л. Н. Толс то ­ го «Учение Христа, излож енно е д л я детей».9 Уч ащи е ся д в аж ды в году — перед п р а здни к ами Р ожд е с т в а Христова и Пасхи — с д а в а л и эк замены , принимал которые сам н а с т о я т ел ь Ионаф ан . Окончившим школу д ари ли с ь книги религиозного сод ерж ания «в хороших переплетах» и с надписями. При школе вечерами проводились з а н я т и я и со взрослыми. Умеющие читать и писать изучали географию и историю, о с т ал ь ­ ные ж е осв аи в али азы чтения и письма. После революционных событий 1905— 1907 гг. в России был усилен над зор за церковноприходскими и частными школами. 23 д е к а б р я 1908 г. вышел у к а з Святейшего Синода «Об установлении п ор ядк а н а зн ачени я учителей в церковноприходские школы». От ­ 7 Корольков Н. Ф. Трифоно-Печенгский монастырь, основанный преподобным Трифоном, просветителем лопарей, его разорение и возобновление. СПб., 1908 С. 93. 3 ГАМО, ф. 87-и, оп.,1, д. 27, лл. 25—33. 9 ГАМО, ф. 87-и, on. 1, д. 26, л. 7. См. также: Позойский С. И, гК истории отлучения Льва Толстого от .церкви. М., 1979. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz