Фёдоров, П. В. История Трифоно-Печенгского монастыря (1886-1917 гг.) / П. В. Фёдоров ; Фонд культуры, Мурм. гос. пед. ин-т, каф. истории. – Мурманск : Север, 1996. - 70, [1] с.

ветНик, выпускник Московского университета, к а в а л е р ордена св. С т а ни с л а в а 3 степени Дми т рий Алексеевич Проташинский (1863— 1912). Ш ко л а я в л я л а с ь частной. Это обстоятельство л иш а ­ ло ее выпускников возможности получить свидетельства об окон­ чании, но в то же время пр ед о с т а в л я л о некоторую свободу в со­ с тавлении учебных программ . Ц е л ь обучения в школе ,Д . А. Про т ашин ский определял д о в о ­ льно либ ерально : «научить обучающихся... всему тому, что непо­ средственно требуе т ся в жи зни и тесно соприка с а е тся с ней».4 Учились в школе и здесь ж е п р ож и в а ли на полном иждивении монастыря дети окрестных жи тел ей , и главным образом , колони ­ стов. Общее число уч ащихся ( к а к мальчиков, т а к и д евоч е к ), по сведениям за 1909— 1913 гг., не пр е выш ало 8— 14 ч еловек.5 В шко ­ ле имелись д в а отделения: мл а дш е е (1-й год обучения) и старшее (2-й и,3-й годы обучения). Учебный год, к ак правило, начинался в октябре , а з а к а н ч и в ал с я в м ар т е — н а ч а л е апреля. В 1910 г. в школе было три пр епод ав а т еля . Д. А. П р о т аш и н с к и й ,— весьма эрудированный человек, в л а д е в ­ ший немецким языком . Р а ф а и л П авлович Чистяков не отличал ся , к а к Д . А. П р о т ашин ­ ский, бле с тящей образованностью . Н а чи н а л он учиться в духовном училище, которое не окончил. В 1910— 1912 гг. Р . П. Чис т яков был помощником учителя школы , за т ем — учителем. Наконец , Петр Михайлович Федоров, окончивший 2 кла с с а Архангельской духовной семинарии, был довольно способным учи­ телем пения. В школе Д . А. Прот ашин ско го р а б о т а л с момента основания. В монастыре он я в л я л с я еще и регентом (дирижером ) хора. В школе проводились за н я т и я по З а к о н у Б ож ь ем у , (115 часов), церковнославянской грамоте (75 ч асов ), арифме тике (75 часов), чтению (60 ч асов ), чистописанию (60 ч асов ), церковному пению (25 ч а со в ), п р а к ти ко в али с ь «диктовки» (48 ч асов ), «письменное и зложение мыслей» (42 ч ас а ) и «списывание с книг» (25 часов) ,6 З а н я т и я дли лис ь с 7 часов у т р а и до 16 часов с д в умя пер еры ­ в ами по одному часу. В субботу учебный день был сокращенным . В воскресенье — выходной. Уч ащиеся получали т а кж е и за д ан и я на дом. Д л я изучения гр амм а тики в м л адш ем отделении исп оль з о в ал ­ ся т а к н а зыв а емый «звуковой метод». Пособиями были вы р е з а н ­ 4 ГАМО, ф. 87-и, on. 1, д. 27, лл. 1—4. 5 ГАМО, ф. 87-и, on. 1, д. ,26, лл. 19, 22, 42, 51. 6 ГАМО, ф. 87-и, on. 1, д. 26, л. 53. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz