Фёдоров, П. В. История Трифоно-Печенгского монастыря (1886-1917 гг.) / П. В. Фёдоров ; Фонд культуры, Мурм. гос. пед. ин-т, каф. истории. – Мурманск : Север, 1996. - 70, [1] с.
продуктов при обр е т ал ас ь л оп а р ями в счет будущего промысла: вы н уж д а л а жизнь. В нави гацию 1893 г. из 36 рыбопромышленников -лонарей в с т а новище Малонеменком 32 ч елов ек а были до лж ни к ами Трифоно- Печенгской обители, .причем, 13 из них з а д о лж а л и крупные суммы (более 100 рублей ). 31 человек ходил в д о лж н и к а х еще с прошло го год а .15 Не смо тр я на это, лопари видели в мона с тыре ,свое го заступника и покровителя. Неизменно, два р а з а в году, они стек ались в оби тель с разных концов Кольского полуострова. Первый р а з — к Сретению (2 ф е в р а л я ) , когда у Сретенской церкви был храмовый праздник. (Но обычно лопари собирались в монастыре уж е 1 фев рал я , когда отмечался день памяти Трифона А п ам е й с к о г о ). Второй ра з — в день пам я ти Трифона Печенгского (15 д е к а б р я ). Л оп а р ям бесплатно пр едо с т а в л яли с ь тр а п е за и крыша над го ловой. Р а з д а в а л и с ь иконы, брошюры , картинки. Гостили они обыч но > по три дня. У лопарей, жи вши х на приграничной территории, иногда возни кали трения с финнами и норвежцами . В апреле 1891 г. лопари Ното зерско го и Сонгельского погостов обратились в Трифоно-Печенский монастырь за помощью. Они по ж а л о в а л и с ь на финских колонистов, которые нам ер е в али с ь за го товля т ь лес у Н о т о зер а и с п л а в л я т ь его по реке Туломе. «Местность н аш а не изобильна лесами , — писали в прошении лопари, — и природа Л а п л а н д и и не н ад елил а нас удобс тв ами к жизни... При вырубке лесов могут обмелеть пеки и озера, а сплав лесов по ним по служи т гл а вным препятствием д л я лова ры бы » .'6 Сами лопари пол ь зо в али с ь в основном сухостойным лесом, да и он для них был на вес золота. В прошении ук а зы в ало с ь , что финские колонисты склоняют .л о парей к своей вере. Ж а л о бщ и к и просили И о н аф а н а х о д а т ай с т в о вать перед высшей вл а с тью об удалении финнов с лопарских зе мель. Л о п а р и принимали монастырь за посредника — между ними и государством . А вот случай, когда само государство использовало обитель для связи с лопарским населением . П а з р е ц к а я и Ро вдин с к а я губы были присоединены к Норвегии по ра зграничит ельной конвенции 2— 14 мая 1826 г., вследствие чего 15 ГАМО, ф.,87-и, ап. I, д. 4, лл. 50—51. 16 ГАМО, ф. 87-и, on. 1, д. 6, л. 1. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz