Фёдоров, П. В. История Трифоно-Печенгского монастыря (1886-1917 гг.) / П. В. Фёдоров ; Фонд культуры, Мурм. гос. пед. ин-т, каф. истории. – Мурманск : Север, 1996. - 70, [1] с.

Ек а т еринослав ской Московской Олонецкой Петербургской Тобольской Уфимской Ярославской В с е г о 1436 чел. 3 чел. 2 чел. 3 чел. 25 чел. 2 чел. 1 чел. 1 чел. В этой гл а в е стоит коснуться и вопроса о статусе Трифоно -Пе ­ ченгского монастыря. Монастыри в России отличались не только по величине, но и щи статусу. Они п о д р а з д е л я ли с ь на л а в ры (до революции их бы ­ ло четыре: Киево -Печ ерск ая , Троине-Сергиева, Алекс андро -Нев ская и Успенская П о ч а е в с к а я ) , с т авропи гиальны е (подчиненные непос­ редственно П а т р и а р х у или Синоду, минуя епи скопа ), штатные (по­ луч ающи е государственную дотацию ) и соответственно заштатные, приписные (приписанные к какому-либо мона с тырю ). Н а печенгских монахов не р а с п р о с т р а н я л а с ь в л а с т ь арх ан г ел ь ­ ского епископа. С т а в ропи ги ал ьн ая Соло в ецк ая обитель, к которой был приписан Трифоно-Печенгский монастырь, н апрямую подчиня­ л а с ь Синоду. Б л а г о д а р я этому печенгский на с тоя тель И он аф а н по­ лучил во зможнос ть дейс твова ть «через голову» архангельского а р ­ хиерея и д аж е порой в обход своего непосредственного н ач а л ь ни ­ к а — соловецкого архимандрит а . Он за им е л прочные связи в С в я ­ тейшем Синоде (К. П. Победоносцев) и Московской Синодальной конторе, позн акомился с членами царской семьи и государем Н и ­ кол а ем II.6 Ин ач е говоря, в л а с т ь Соловков над Печенгой не была аб солю т ­ ной. Посредником м еж д у ними при необходимости выступали Си­ нодальные власти . Личностные к ач е с тв а и связи И о н аф а н а д елали треугольник (Соловки -Синод -Печенга) неизбежным . 6 Стремление быть под царским покровительством существовало на Печенге и в XVI в. По Житию, Трифон Печенгский встречался в Москве с Иваном Гроз­ ным, и был облагодетельствован царем. Монастырь получил право беспошлинно пользоваться некоторыми окрестными землями. А в 1581 г. царь «подарил» оби­ тели печенгских и мотовских лопарей. Трифон, как стяжатель, духовный после­ дователь Иосифа Волоцкого. придерживался идеологии «хокстантинпзма», по которой ыанарх выступает покровителем Церкви. Союз Церкви и государства поддерживал спустя три века и настоятель Ионафан, несмотря на то, что в России в то время уже крепли голоса, выступавшие за отделение Церкви от государства. (См. об этом: Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX реке. М., 1995. С. 9—34). 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz