Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение : авторские программы учебных курсов «Историческое краеведение», «История регионов и народов России (Кольский Север) » / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2005. - 44 с.

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ Программа курса (30 часов) Пояснительная записка Учебная дисциплина «Историческое краеведение» изучается на первом курсе исторических факультетов университетов в рамках блока дисциплин национально­ регионального компонента образования. Дисциплина имеет целью формирования у студентов самых общих знаний и представлений по региональной истории, являясь своего рода введением в историческое регионоведение. Дисциплина должна создавать положительную мотивацию к будущему участию студента в изучении региональной истории, овладению ими знаний и умений по поиску фактов местной истории, что составляет основу краеведческой работы. Исходя из этого, задачами курса являются: 1) рассмотрение традиций изучения местной истории 2) рассмотрение основных групп источников местной истории 3) знакомство с учреждениями, собирающими и хранящими источники местной истории (музеи, архивы, библиотеки) 4) знакомство с теоретическими представлениями о региональном историческом процессе и местном историко-культурном пространстве 5) знакомство с педагогическими возможностями историко-краеведческой работы в школе Программа основана на материалах истории Кольского Севера. Курс, состоящий из 6 тем, рассчитан на 30 часов лекционных занятий. В конце курса проводится зачет или экзамен. Тематическое планирование курса «Историческое краеведение» № Тема Количество часов Лекции. Семинары 1. Традиции изучения местной истории 4 - 2. Источники местной истории 4 - 3. Учреждения, собирающие источники местной истории 6 - 4. Местный исторический процесс 6 - 5. Историко-культурное пространство региона. Памятники и памятные места 6 - 6. Историко-краеведческая работа в школе 4 - Всего 30 - Тема I. Традиции изучения местной истории (4 часа) Время и пространство. Местная история. Уровни изучения местной истории. Обыденная история. Мифотворчество. Фольклор. Народная историческая проза. Современные мифы. Краеведение как Форма развития местных общественных сил. Общественное, государственное и школьное течения- в краеведении. История развития краеведения в России. Краеведение и власть. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz