Фёдоров, П. В. Историческое регионоведение : авторские программы учебных курсов «Историческое краеведение», «История регионов и народов России (Кольский Север) » / П. В. Фёдоров ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск : МГПУ, 2005. - 44 с.
ВВЕДЕНИЕ В такой большой стране, как Россия, территория которой раскинулась на тысячи километров с запада на восток и с севера на юг, где проживают многочисленные народы, пространство является существенным фактором исторического развития. Не случайно видный русский историк А.П. Щапов утверждал, что русская история «в самой своей основе есть по преимуществу история областей, разнообразных ассоциаций провинциальных масс народа». Поэтому студент, готовящийся стать учителем или преподавателем истории, должен учитывать всю сложность и неоднородность исторического пространства, и лучше всего эти представления позволяет сформировать история отдельных регионов и народов России. Тем самым региональная история призвана углубить и расширить знания, полученные при изучении общего курса истории России. Региональная источниковая и историографическая база становится хорошей основой для формирования умений и навыков исследовательской работы. Некоторых студентов это увлечение приводит после окончания вуза в аспирантуру. Знания в области региональной истории оказываются востребованными современной жизнью - школами, туристскими фирмами, музеями, архивами, средствами массовой информации, органами власти и управления. Все это, в конечном итоге, превращает региональную историю в важнейшее направление профессиональной подготовки на исторических факультетах, включающее в себя чтение специальных курсов, архивную и археологическую практики, написание курсовых и дипломных работ по региональной проблематике. Государственным образовательным стандартом для университетской специальности «история» предусмотрено чтение специальных курсов в рамках блока дисциплин национально-регионального компонента образования, а также дисциплинарного блока «История регионов и народов России». В настоящий сборник включены авторские программы двух разноуровневых курсов по историческому регионоведению, представляющих собой одну из возможных моделей теоретической подготовки по региональной истории на историческом факультете университета. Апробация этих курсов проходила в Мурманском государственном педагогическом университете, где с 1997 года для студентов исторического факультета введена и действует специализация «Историческое краеведение и музееведение». В конце сборника помещен общий список источников и литературы. 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz