Фёдоров П.В. Хрестоматия по устной истории Кольского Севера. Мурманск, 2012.

ВВЕДЕНИЕ Сколь бы значимыми и всеобъемлющими не признавались пись­ менные источники для изучения исторического прошлого, современную историческую науку трудно представить без источников устных. Казалось бы, информация, передающаяся в устной форме, столь несовершенна для исторического анализа: она требует специальной фиксации, зависит от множества случайных факторов (свойств и качеств памяти, характера и темперамента информанта и т.д.), со временем теряет точность, а то и во­ все теряется и погибает вместе с ее носителем. Между тем все эти недос­ татки устных источников компенсируются уникальностью и богатством то­ го содержания, который они в себе заключают. Если исследователь одер­ жим целью поставить устное слово на пользу своей научной работы, обла­ дает терпением, умеет и любит общаться с людьми, овладевает инстру­ ментами интерпретации устной информации, тогда, как правило, устная история становится непременным видом научно-профессиональной дея­ тельности. Устная история оформилась в самостоятельное направление истори­ ческой науки сравнительно недавно, в середине XX столетия. Обычно с ней связывается практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами. Но в широком смысле устная история выходит за рамки изучения истори­ ческих событий посредством проведения интервью с участниками или очевидцами: ее смысловым «горизонтом» становится память индивида и общества, отражающая культурные ландшафты пространства и вре­ мени. Устная история (oral history) получила широкое распространение в современной исторической науке. Во многих странах мира созданы науч- но-исследовательские центры устной истории с архивами аудиоматериа­ лов. Все большее признание данная исследовательская практика получает и в России. Примером такой работы является создание коллекции интер­ вью с ветеранами Великой Отечественной войны в рамках интернет- проекта «Я помню»1. Студент, готовящийся стать профессиональным историком или пе­ дагогом по профилю «Историческое образование», должен понять роль и значение устных источников в познании прошлого, научиться собирать и использовать содержащуюся в них информацию в своей деятельности. 1http://iremember.ru/ 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz