Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

осаде сидеть было надежно»1. В течение 1701-1704 гг. усилиями освобож­ денных от службы стрельцов были перестроены и починены стены крепости, заново построены Егорьевская и Ерзовская башни, углублены рвы. У устья реки Туломы была сооружена малая крепость «в две стены на 15 пушек» . Оборонительные мероприятия на Севере помогли отвести угрозу со стороны Швеции. В мае 1701 г. шведская военная эскадра в составе семи ко­ раблей под командованием командора Карла Хенрика Лёве направилась на Русский Север. Войдя в устье Северной Двины, 25-26 июня шведы предпри­ няли атаку строящейся крепости под Архангельском, но потерпели пораже­ ние. Здесь была одержана первая победа России в Северной войне. На обратном пути шведы напали на беззащитное селение Пялицу на Терском берегу, где разграбили все имевшиеся 11 дворов, жители которых спаслись бегством. Впрочем, в дальнейшем от активных разбойных действий у берегов Кольского полуострова противник отказался, поскольку этому ме­ шали сильные туманы3. Успешные действия русской армии на реке Неве и Карельском пере­ шейке тем более парализовали активность Швеции на Крайнем Севере. Так и не став театром военных действий, северная окраина начала «обслуживать» балтийский плацдарм создаваемой здесь инфраструктурой. В 1703-1704 гг., по указу царя, была сооружена почтовая дорога от Колы к границе с Дани­ ей, тогдашней союзнице России, «для скорейших и нужнейших обсылок»4. Большое значение приобрела проблема доставки на Балтику новых во­ енных кораблей, строившихся в Архангельске для молодого Балтийского флота. В 1702 г., во время третьего приезда в Архангельск, Петр I принял решение о перевозке волоком из Белого моря к Ладожскому озеру двух толь­ ко что построенных фрегатов для участия в штурме шведской крепости Но- тебург. Собранные со всей округи крестьяне через леса и болота построили 1Список великого государя з грамоты // Труды статистического комитета за 1865 год. - Архан­ гельск, 1866. Кн.1. Отделы исторический и этнографический. С.58-60. 2Ушаков И.Ф. Кольский острог. С.20. 3Тревожные годы Архангельска. С.374-375. 4Хрестоматия по истории Кольского Севера / Сост. И.Ф. Ушаков. - Мурманск, 1997. С.118-119. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz