Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
можности экономического развития Кольского Севера, строительства здесь транспортной и военно-морской инфраструктуры1. К публицистике тяготеют материалы разного рода обществ, органов самоуправления. Перспективам Кольского Севера были посвящены заседа ния 3-го отделения Вольного Экономического Общества 28 апреля и 5 мая 1867 г., стенограммы которых опубликованы . 7 февраля 1894 г. Санкт- Петербургская городская дума слушала доклад городской управы по заявле нию гласного А.И. Глуховского «о постройке петербурго-уральской и петер- бурго-мурманской железных дорог». Подробный отчет об этом был напеча- тан в «Известиях Санкт-Петербургской городской думы» . Несколько позд нее увидела свет записка, составленная управой Олонецкого губернского земства, по вопросу о строительстве железной дороги к западному побере жью Белого моря и далее на Мурман4. Определенный интерес представляет обнародованный протокол Императорского Общества Судоходства от 28 ян варя 1914 г., на котором был обсужден вопрос «о соединении финляндских железных дорог с Печенгской губой на Мурмане»5. Известный доклад С.Ю. Витте Александру III о строительстве на Мур мане военного порта в 1924 г. был опубликован М.К. Соколовским6. Этому 46 1 Рапорт генерал-адъютанта вице-адмирала Посьета, его императорскому высочеству генерал- адмиралу // Морской сборник. - 1871. - № 2. - Т. 112. - С. 17-29; Козлов М. Несколько слов о значе нии Мурманского берега // Морской сборник. - 1883. - № 9. - Т.198. - С.21-26; А.К. Военный порт на Мурмане // Русский вестник. - 1889. - Декабрь. - Т.205; Гулевич В.Р. Русская Лапландия и ее промыслы. - Архангельск, 1891; Шавров Н.А. Колонизация, ее современное положение и меры для русского заселения Мурмана. - СПб., 1898; Протасьев Н.В. Проект соединения Екатеринин ской гавани на Мурмане с сетью русских железных дорог (комбинация водных, шоссированных и железных путей). - Петрозаводск, 1910; Ринек А.Х. Мурманская железная дорога // ИАИОРС. - 1913. - № 18. - С.817-820; и др. 2 Беседы о Севере России в 3 Отделении Императорского Вольного Экономического Общества: Сб. статей. - СПб., 1867. С.217-326. 3О постройке петербурго-уральской и петербурго-мурманской железных дорог // Известия Санкт-Петербургской городской думы. - 1894. - Т.113. - № 2. - С.281-287. 4 Записка к вопросу о проведении железной дороги С.Петербург-Петрозаводск-Кемь. - Петроза водск, 1899. 5О соединении финляндских железных дорог с Печенгской губой на Мурмане (Протокол общего собрания Императорского общества судоходства 28 января 1914 г.) / / Русское су доходство. -1914. - № 4. - С. 1-4. 6Витте С.Ю. Из истории вопроса об устройстве военного порта на Мурмане // Прошлое и настоя щее: Сб. статей. - Л., 1924. Вып.І. С.25-39.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz