Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
ление проектного института «Теплоэлектропроект» договорились о месте строительства Кольской АЭС - рядом с поселком Зашеек1. Строительные ра боты были проведены в рекордно короткие сроки, и в 1973 г. состоялся энер гетический пуск станции, позволившей превратить Мурманскую область в энергоизбыточный регион. Тогда же, в 70-е гг., Министерство геологии СССР стало проявлять повышенный интерес к поиску энергоресурсов на шельфе арктических мо рей, что по времени совпало с открытием больших запасов нефти у берегов Норвегии, в Северном море. После того, как в 1979 г. в Мурманске был создан трест «Арктикмор- нефтегазразведка», Кольский Север становится базой разведки углеводоро дов. Приоритетное значение этих поисков для государства было подтвержде но в 1981 г. переводом в Мурманск из Краснодарского края управляющего центра всесоюзного объединения «Союзморгео», отвечающего за разведку нефти и газа на всех морях СССР . Это позволило весьма быстро развернуть в Мурманске всю научно-исследовательскую и производственно техническую инфраструктуру морских геологических исследований. Усилия принесли свои результаты: в Баренцевом и Карском морях были открыты не сколько крупных газоконденсатных и нефтяных месторождений. Хотя их ос воение отодвигалось на неопределенное время, они не могли не прибавить оптимизма стране, наблюдавшей за быстрым истощением своих нефтегазо носных источников в Сибири. Одновременно это же позволяло говорить и о новых экономических перспективах Европейского Севера и, в частности, Мурманской области как потенциальной базы добычи, переработки и транс портировки углеводородов Арктики3. Одним из условий реализации таких проектов - и в довоенные, и в по слевоенные годы - была дорожная инфраструктура. Систематическая работа 1ГАМО. Ф.Р-405. Оп.6. Д. 159. Л. 172. 2Киселев А.А. За нефтью Арктики. - Мурманск, 2007. С. 14-15. 3Циркунов И.Б. Газ и туризм - газ или туризм // Живущие на Севере: опыт и прогнозы: Сб. статей. -Мурманск, 2008. С.253-260. 362
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz