Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

ее окончательного возрождения в 1965 г. не только не пострадала, но, напро­ тив, продолжала укрепляться, просуществовав вплоть до распада СССР. Впрочем, реорганизация, проведенная на морском транспорте, угрожа­ ла разрешиться не в пользу Мурманска. Правительство предприняло попытку создать на Севере межрегиональную систему управления транспортным фло­ том, подобно той, какая существовала в рыбной промышленности. Для этого в 1964 г. Мурманское пароходство было упразднено, а вся его инфраструкту­ ра включена в состав Северного пароходства, центральный аппарат которого находился в Архангельске. Но такое положение просуществовало недолго: обращения Мурманского обкома партии в правительство привели в 1967 г. к восстановлению самостоятельного Мурманского морского пароходства1. Важным фактором и одновременно ограничителем экономического развития Кольского Севера оказывались возможности энергетической систе­ мы. До 60-х гг. в числе различных способов промышленного производства электричества на Кольском Севере по-прежнему, как и до войны, приоритет отдавался гидроэнергетике. В разных частях области небольшие реки пере­ крывались зачастую целыми каскадами гидроагрегатов, соединенных общим кольцом Кольской энергосистемы. В 60-е гг. постигшая полуостров засуха привела к обмелению рек и замедлению работы ГЭС. В связи с тем, что Кол- энерго еще не имела подпитки из государственной энергосистемы, перебои с подачей электроэнергии привели к серьезным последствиям, зачастую к ос­ тановке энергоемких предприятий2. Попытка переориентировать гидроэнер­ гетику с реки на море не увенчалась успехом: созданная в Кислой Губе Ба­ ренцева моря приливная электростанция, хотя и была второй в мире (после французской ПЭС на побережье Ла-Манша), не оправдала экономических надежд и имела только экспериментальное значение. По этой причине будущее Кольского Севера стало связываться с атом­ ной энергетикой. В 1963 г. Мурманский облисполком и Ленинградское отде­ 1Красавцев Л.Б. Морской транспорт Европейского Севера России (1918-1985): проблемы развития имодернизация. - Архангельск, 2003. С.246-247. 2Годызастойные... Годы достойные!: Сб. воспоминаний. -Мурманск, 2000. С.14-15. 361

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz