Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

тегическими интересами центра, и предвидя свое зависимое положение здесь от военных структур. Во всяком случае, когда в начале 60-х гг. Мурманскому облисполкому было предложено занять находящиеся в пограничной полосе разного рода здания, освобождавшиеся в силу очередной волны сокращения Вооруженных Сил, тот отказался, мотивируя это тем, что использовать их «для народного хозяйства не представляется возможным, ввиду... отдален­ ности от населенных пунктов и бездорожья»1. Тем самым, военная колони­ зация фактически не содействовала колонизации хозяйственной. Ограничению подлежала разного рода информация, касавшаяся Мур­ манской области. Даже на первый взгляд безобидное предложение облиспол­ кома издать открытую карту Мурманской области без грифа «секретно» в 1961 г. встретило сопротивление Главного управления геодезии и картогра­ фии - «ввиду требований (ограничений) цензуры»2. Большое внимание стало уделяться защите стратегических объектов с воздуха. Это было вызвано тем, что в 1954 г. США в рамках подготовки против СССР всеобщей ядерной войны начали рассматривать главным сред­ ством достижения победы стратегическую авиацию, вооруженную атомными бомбами. Северные районы СССР стали объектами повышенного внимания разведок тех стран, которые входили в НАТО. 9 мая 1954 г. воздушную границу в районе Кольского полуострова на­ рушил самолет РБ-47 (разведывательный вариант реактивного бомбарди­ ровщика - носителя ядерного оружия), принадлежавший НАТО. На его пе­ рехват вылетел летчик-североморец М. Китайчик. Между ними завязался воздушный бой. И все же незваному гостю удалось безнаказанно покинуть воздушное пространство СССР. Для разбора этого происшествия в Северо­ морск приезжал министр обороны СССР маршал Н.А. Булганин. За безнака­ занный уход РБ-47 капитан М. Китайчик был отстранен от летной работы3. 1ГАМО. Ф.Р-405. Оп.6. Д. 133. Л.207-208. 2ГАМО. Ф.Р-405. Оп.6. Д. 145. Л. 194,211. 3Дудин В.И., Косенко И.Н. Запланированная трагедия // Военно-исторический журнал. - 1993. - № 1. -С.17-18. 348

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz