Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
тегическими интересами центра, и предвидя свое зависимое положение здесь от военных структур. Во всяком случае, когда в начале 60-х гг. Мурманскому облисполкому было предложено занять находящиеся в пограничной полосе разного рода здания, освобождавшиеся в силу очередной волны сокращения Вооруженных Сил, тот отказался, мотивируя это тем, что использовать их «для народного хозяйства не представляется возможным, ввиду... отдален ности от населенных пунктов и бездорожья»1. Тем самым, военная колони зация фактически не содействовала колонизации хозяйственной. Ограничению подлежала разного рода информация, касавшаяся Мур манской области. Даже на первый взгляд безобидное предложение облиспол кома издать открытую карту Мурманской области без грифа «секретно» в 1961 г. встретило сопротивление Главного управления геодезии и картогра фии - «ввиду требований (ограничений) цензуры»2. Большое внимание стало уделяться защите стратегических объектов с воздуха. Это было вызвано тем, что в 1954 г. США в рамках подготовки против СССР всеобщей ядерной войны начали рассматривать главным сред ством достижения победы стратегическую авиацию, вооруженную атомными бомбами. Северные районы СССР стали объектами повышенного внимания разведок тех стран, которые входили в НАТО. 9 мая 1954 г. воздушную границу в районе Кольского полуострова на рушил самолет РБ-47 (разведывательный вариант реактивного бомбарди ровщика - носителя ядерного оружия), принадлежавший НАТО. На его пе рехват вылетел летчик-североморец М. Китайчик. Между ними завязался воздушный бой. И все же незваному гостю удалось безнаказанно покинуть воздушное пространство СССР. Для разбора этого происшествия в Северо морск приезжал министр обороны СССР маршал Н.А. Булганин. За безнака занный уход РБ-47 капитан М. Китайчик был отстранен от летной работы3. 1ГАМО. Ф.Р-405. Оп.6. Д. 133. Л.207-208. 2ГАМО. Ф.Р-405. Оп.6. Д. 145. Л. 194,211. 3Дудин В.И., Косенко И.Н. Запланированная трагедия // Военно-исторический журнал. - 1993. - № 1. -С.17-18. 348
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz