Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

этапе войны, не без влияния действующего арктического маршрута поставок по ленд-лизу. Именно тогда появилось стремление рассматривать морское пространство между Севером Скандинавии и Шпицбергеном в качестве ве­ дущего в Атлантический океан «канала», «когда-то очень широкого, но те­ перь, с развитием авиации, значительно "суженного"». Поэтому шпицберген­ ская проблема, как считалось, «практически связана с лапландской»1. Однако проекты строительства на норвежской территории советских морских и воз­ душных баз2 оказались несбыточными по причине начавшегося движения Норвегии к Североатлантическому договору. Упущенные возможности и пе­ рехваченные инициативы в этом случае могли быть скомпенсированы лишь усилением значения Мурманского побережья для СССР, на что собственно, и был рассчитан проект создания на Севере «осиного гнезда». За счет преодо­ ления зависимости от балтийско-черноморской доминанты, он фактически перечеркивал старую традицию «Вторых Дарданелл», в рамках которой Се­ верный театр получал развитие только вследствие блокады противником традиционных выходов через средиземноморские и датские проливы. Впрочем, то, что было очевидным для военно-морских деятелей, не по­ нравилось И.В. Сталину. Д. Литвиненко приводит его высказывания на со­ вещании по вопросам военного кораблестроения 27 сентября 1945 г. И.В. Сталин считал, что в отличие от той же Великобритании, в СССР «все сырь­ евые базы находятся внутри страны», поэтому строить мощный океанский флот незачем, равно как и «перенапрягать нашу промышленность»3. Стали­ ну импонировала старая балтийско-черноморская система, которую он так упорно начал совершенствовать еще в 30-е гг. строительством межтеатровых судоходных каналов. Главную же надежду вождь возлагал на армию, поэто­ му предложения командования ВМФ были заметно скорректированы. В при­ нятой 27 ноября 1945 г. 10-летней программе военного кораблестроения бы­ ло заметно сокращено количество больших подводных лодок (со 168 до 40); 'Тамже. С.383-384, 2Тамже. С.387-388 3Литвиненко Д. Указ. соч. С.102-103. 341

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz