Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

торым СССР обладал только на Севере и Дальнем Востоке. Причем, по оцен­ ке Главного морского штаба, для сковывания сил Великобритании и США достаточно было усилить северную и тихоокеанскую военно-морские груп­ пировки СССР до 1/3 флота противника. Неслучайно поэтому в проекте пер­ вой послевоенной программы строительства флота на 1946-1955 гг. ВМФ за­ кладывал создание ударной подводной группировки (в количестве 489 лодок всех классов), использование которой было возможно преимущественно на Севере и Дальнем Востоке1. Командование ВМФ СССР также настаивало на необходимости развития на Северном и Тихоокеанском военно-морских те­ атрах дальней морской авиации, для чего предлагало строительство авианос­ цев . Много нового в понимание проблемы эволюции стратегического стату­ са Кольского Севера в первые послевоенные годы вносит опубликованный Институтом всеобщей истории РАН сборник документальных материалов «Советско-норвежские отношения, 1917-1955». Согласно одному из опубликованных в этом сборнике документов, в 1945 г. в Генеральном штабе был разработан проект усиления стратегических позиций Советского Союза на Севере путем получения от Норвегии полу­ острова Варангер и Варангер-фиорда в счет компенсации тех расходов, кото­ рые советская сторона понесла по освобождению норвежской территории от гитлеризма3. В тот момент СССР был как никогда близок к возможности пе­ ресмотра древнего «лапландского рубежа», но реализация этого проекта, ка­ завшаяся возможной военным, не встретила оптимизма у политиков. Гораздо более перспективной считалась идея поддержания на севере Скандинавии и Шпицбергене постоянного присутствия СССР. Интерес к по­ тенциальным возможностям этого региона для послевоенного устройства мира зародился в Наркомате иностранных дел СССР еще на завершающем 1Литвиненко Д. Планы вождя: Первая послевоенная программа строительства флота // Родина. - 1996.-№7-8.-С. 101-102. 2Москва и судьбы российского флота... С.320. 3Советско-норвежские отношения, 1917-1955: Сб. документов. - М., 1997. С.385-386. 340

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz