Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

Предложенная Л.Б. Красавцевым статистика позволяет установить, что в 1942-1945 гг. Мурманское направление занимало чуть больше половины всего грузооборота северного маршрута. Эти данные позволяют вычислить приближенную величину удельного веса Мурманского направления в систе­ ме союзнических поставок в СССР, основываясь на расчетах В. Моттера. Достигнув максимального значения в 1942 г. - около 20 % от общего грузо­ оборота, вклад Мурманского направления в 1943 г. сократился до 5-7 %, а в 1944 и 1945 гг. снова вырос до 11-13 % \ В среднем же, удельный вес мур­ манского коридора за весь период его работы составил около 12 %. Анализ опубликованной М.Н. Супруном Аналитической записки к от­ чету о работе Инженерного управления Наркомата внешней торговли в Мур­ манске позволяет сделать вывод, что за время Великой Отечественной войны вКольский залив из стран-союзников пришло 423 судна с военными грузами, в том числе с 4168 танками, 2597 самолетами, 1038 бронемашинами2. В гру­ бых подсчетах, этой техники СССР могло бы хватить для проведения, на­ пример, Курской битвы. И это притом, что вооружение занимало всего 15% л от общего объема ввезенных через Мурманск союзнических грузов . В зна­ чительном количестве поступали также продовольствие, топливо и другие необходимые воюющей стране грузы. Близость линии фронта, транспортный коридор, связывавший конти­ нент с океаном, сочетание морских и сухопутных сил, военная миссия граж­ данских предприятий (порта, железной дороги, пароходства), связь с союзни­ ками заметно повышали стратегическое значение Мурманской области, где переплетались и взаимодействовали между собой «нервные окончания» раз­ личных государственных систем и организмов. В условиях естественного во время войны ослабления регулярных контактов окраины с центром значи­ тельно вырастала роль местного управления, от эффективности которого в 1Подсчитано по: Подсчитано по: Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы: Сб. статей. - М., 1994. Вып.2. С.211-255; Красавцев Л.Б. Морской транспорт Европейского Севера России (1918-1985): проблемы развития и модернизации. - Архангельск, 2003. С. 150. 2Тамже. Подсчитано по: Красавцев Л.Б. Указ. соч. С. 150. 328

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz