Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
строительство, начатое в августе 1941 г., сильно затянулось, и осенью 1943 г., уже после того как угроза захвата железной дороги миновала, недостроенное шоссе было законсервировано и передано областным властям1. Так или иначе, совместные усилия Северного флота, 14-й армии, ПВО, гражданского населения Мурманской области предотвратили захват «мур манского коридора» противником и его разрушение с воздуха, что позволило втечение всей войны использовать Мурманскую железную дорогу в качест ве транспортной артерии. Начавший принимать союзнические грузы несколько позднее, чем се веродвинские порты, Мурманский порт по объему переработки этих грузов уже в 1942 г. превысил Архангельск и Молотовск вместе взятые (см. табл. Судя по данным американского историка В. Моттера , роль северных портов в системе транспортных коридоров, по которым поступала союзниче ская помощь в СССР, была наиболее значимой на первом этапе войны, в 1941-1942 гг. - около 40 % всего грузооборота (см. табл. 27). В дальнейшем, с увеличением грузопотока через персидский и дальневосточный коридор, вклад Севера понижается - в 1943 г. до 14,2 %, но уже в 1944 и 1945 гг. не сколько увеличивается (23,4 и 19, 8 % соответственно). В 1944-1945 гг. при расширении самого грузопотока вклад Севера не только не сократился в абсолютных показателях, но даже вырос по сравне ниюс 1942 г. (см. табл. 28). Причем данные В. Моттера несколько расходятся с данными архангельского исследователя Л.Б. Красавцева, который при под счете грузооборота северных портов пользовался российскими источниками. Особенно эта разница заметна по 1945 г. По этому периоду В. Моттер, в сравнении с данными Л.Б. Красавцева, занизил грузооборот северных портов почти в 1,5 раза (см. табл. 29). 327 1ГАМО. Ф.Р-405. Оп.6. Д.99. Л.99-103. 2Автор известного труда, посвященного союзническим поставкам через «персидский коридор»: MotterVail Т.Н. The Persian Corridor and Aid to Russia. - W., 1952.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz