Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
ходимостью охраны северного транспортного маршрута. За период войны удельная доля Северного флота в суммарном водоизмещении кораблей ВМФ выросла с 7,7 % до 21,8 %, что свидетельствовало об окончательном превра щении СФ в одно из четырех оснований советского военно-морского флота (см. табл. 25). Вместе с тем среди исследователей можно встретить весьма пессими стическое, если не сказать скептическое, отношение к северной военно- морской стратегии СССР, полагающееся, так сказать, на «железо», т.е. на количественные размеры флота, а не на динамику их изменения. Так, напри мер, Д.Е. Жалнин, называя потенциал северной военно-морской группировки 1941-1945 гг. «ограниченным», находит, что советская историография пре увеличивала значение Северного флота времен Великой Отечественной вой ны, экстраполируя на его исторический образ черты флота послевоенного периода. И хотя вышеназванный автор сетует, что «даже профессиональным историкам не всегда удается полностью абстрагироваться от сложившейся традиции», данный подход с точки зрения рассмотрения всей полноты исто рической перспективы едва ли можно признать продуктивным1. Рост боевого состава Северного флота обуславливал потребность роста военно-морских баз. 12 июня 1943 г. командующий Северным флотом А.Г. Головко ходатайствовал перед мурманскими властями о передаче пунктов Порт-Владимир и Губа Долгая на Мурманского побережье из ведения Коль ского госрыбреста Северному флоту для места базирования легких надвод- 2 3 ных сил . Продолжилось строительство главной базы флота в Ваенге . Не менее остро стоял вопрос о прикрытии «мурманского коридора» с воздуха. Немецкая авиация постоянно бомбила порт и железную дорогу, пы таясь сорвать грузовые и транспортные работы. Наиболее тяжелым разруше ниям портово-дорожная инфраструктура подверглась летом 1942 г. Совнар 1Жалнин Д.Е. Формирование образа Северного флота в отечественной историографии: к поста новке проблемы // Гуманитарные проекты стран Северной Европы и России: Сб. статей. - Мур манск, 2006. С.74-79. 2ГАМО. Ф.Р-405. Оп.За. Д.32. Л. 126. 3ГАМО. Ф.Р-405. Оп.За. Д.37. Л. 133. 325
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz