Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

ская дорога. В сентябре 1922 г. Президиум Трансплана по результатам по­ ездки главного начальника путей сообщения И.Н. Борисова признал сущест­ вование Мурманской железной дороги «безусловно необходимым», чем по­ ложил конец колебаниям и толкам о возможности закрытия заполярной ли­ нии1. А 26 октября 1922 г. Президиум ВЦИК одобрил основные принципы колонизации Карельско-Мурманского края, поручив Северо-Западному ЭКОСО разработать проект соответствующего положения . Впрочем, были и те, кто крайне недоверчиво отнесся к организацион­ но-хозяйственным возможностям железной дороги: сторонники отраслевого метода управления, например, полагали, что лучше всего осуществлять ко­ лонизацию посредством трестов3. При рассмотрении проекта в правительстве серьезные опасения возникли у Наркомата финансов, который предупреждал об объективных трудностях колонизации, связанных с сокращением числен­ ности населения страны по сравнению с 1913 г. со 140 млн. до 119,5 млн.4 К проекту правления Мурманской железной дороги настороженно от­ неслись и местные власти Карелии и Мурмана, которые подозревали, что пе­ редача наиболее ценной земли в пользование железной дороги может подор­ вать и без того слабые региональные бюджеты5. На местах имелись свои представления о перспективах регионального развития. Так, например, на Мурмане в качестве альтернативы «промышленно-железнодорожному» на­ правлению колонизации рассматривалась «промыслово-береговая» концеп­ ция, берущая свое начало в опытах царского правительства. В июле 1921 г. начальник Мурманской Областьрыбы Я.П. Бронштейн в качестве уполномо­ ченного Совета Труда и Обороны предложил переселять на Мурманский бе­ рег граждан Финляндии. Поскольку многие желающие эмигрировать в РСФСР финляндцы были должниками в своей стране за выданную им продо­ 1Чиркин Г.Ф. Пути развития Мурмана. - Пг., 1922. С.8; Вестник Мурманской железной дороги. 1923. №2. С.15. 2Сорокин В.В. К истории разработки постановления СТО об освоении Карело-Мурманского края // История СССР. - 1970. - № 4. - С. 111. 3Вестник Мурмана. 1923. № 17. С. 12. Сорокин В.В. К истории разработки... С.112. 5Вестник Мурмана. 1923. №11. С.2. 218

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz