Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

ронники оживления мурманской линии, очень скоро получившие поддержку в Северо-Западном ЭКОСО. Идейным вдохновителем этого движения стал уполномоченный Наркомата путей сообщения и председатель правления до­ роги А.М. Арнольдов. В 1922 г. в Петрограде он издал брошюру «Вторые Дарданеллы: Мурманский выход в Европу», в которой напомнил о значении мурманского направления в период закрытия противником проливов. По его мнению, этот опыт для России по-прежнему был актуален, поскольку спро­ воцированные греко-турецкой войной переговоры о проливах вновь постави­ ли вопрос «о готовности Мурманской дороги и Мурманского порта» высту­ пить в качестве своего рода заменителя Дарданелл. С другой стороны, угроза «экономического захвата» Севера со стороны Финляндии и других западных стран заставляет встать на путь такого противодействия, который потребует «извлечение собственными силами всех выгод от естественных богатств края». А достигнуть этого, по мнению Арнольдова, можно, начав «через же­ лезную дорогу промышленную колонизацию» Севера. Он считал, что только железная дорога, представляя собой «аппарат, оборудованный жилищными помещениями и относительно мощными техническими устройствами», мо­ жет стать базой экономического оживления малонаселенного края посредст­ вом его заселения1. Главным механизмом при этом становилось наделение дороги землей в бессрочное пользование, с предоставлением ей права распо­ ряжения лесным массивами, занятий не только транспортными, но и прочими экономическими видами деятельности (например, рыболовством, горным де­ лом, торговлей и т.д.) на условиях хозяйственного расчета. Характерной особенностью проекта стала его идейная связь с западным миром. Авторы проекта не только не скрывали, но и всячески рекламировали то, что в качестве некоего образца ими был заимствован опыт Канады и Со­ единенных Штатов Америки, где колонизация также проводилась через же­ лезные дороги. Признавалось, что поскольку «Мурманское железнодорожное предприятие не обладало до сих пор такими правами и возможностями как 1Арнольдов А.М. Вторые Дарданеллы: Мурманский выход в Европу. - Пг., 1922. С.З, 5, 14. 216

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz