Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.
развитии мурманской промышленности, заводах кирпичных, механических и т.д., сейчас эти перспективы в десятки раз отстоят дальше от нас, нежели год назад: железный закон экономической необходимости выкинул за год за борт с железной дороги свыше 1000 человек, из портов торгового и военного, об- ластьрыбы и совнархоза в среднем по 500 человек в каждом. И взамен - ни чего крупного, кроме мелкой торговли и одиночного кустарного промысла»1. Нависшая над Мурманской железной дорогой угроза закрытия встре тила протест со стороны Мурманского губернского ЭКОСО и III губернского съезда Советов2. Если поначалу в Мурманске еще надеялись, что Петроград будет ока зывать действенную помощь Мурману и учитывать его интересы, то в даль нейшем оптимизма стало меньше. В наказе, которые мурманские представи тели повезли на съезд ЭКОСО Северо-Западной области в октябре 1921 г., фактически уже звучали ноты обвинения в адрес Петрограда: в том, что он подчиняет своим интересам интересы мест и несправедливо, в рамках облас ти, распределяет ресурсы, не советуется с местными работниками, знающими действительное положение края3. Не дожидаясь ответной реакции Петрогра да, Мурманский губисполком начал вырабатывать собственную линию непо средственных контактов с центром. Определяя в качестве своего основного приоритета социальную защищенность местного населения, мурманские вла сти считали наиболее значимыми те меры, которые могли бы принести быст рую отдачу. В частности, просили у центра освобождения местного населе ния от налогов и сборов и предоставления льгот по воинской повинности, разрешения беспошлинного ввоза иностранных товаров для непосредствен ного потребления и продажи в пределах Мурманской губернии и проч.4 В то же время в самом Петрограде вокруг созданного здесь 29 июля 1922 г. правления Мурманской железной дороги начинают собираться сто 1Полярная правда. 1922. 14 сентября. 2Полярная правда. 1922. 20 сентября, 5 октября. 3Полярная правда. 1921. 16 октября. 4Полярная правда. 1922.20 сентября. 215
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz