Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

В меморандуме от 8 мая 1923 г. британская сторона выставила Совет­ скому правительству свои требования: об уплате компенсаций владельцам за гибель «Магнета» и родственникам за смерть команды; освобождении аре­ стованных траулеров (и тоже с выплатой компенсаций); сужении территори­ альной полосы с 12 до 3 миль1. Советскому правительству под страхом раз­ рыва дипломатических отношений ничего не оставалось, как возвратить траулеры и согласиться на введение 3-мильной морской полосы2. Такое ре­ шение не могло не вызвать ропота среди российских рыбопромышленников. Председатель Мурманского губисполкома В.М. Мельников, выступая в ок­ тябре 1924 г. на 2-й сессии ЦИК СССР, вынужден был подвергнуть критике решение о сужении полосы территориальных вод, особенно настаивая на том ущербе, которое оно могло принести зверобойному промыслу3. Советское государство все более утрачивало интерес к своей северной окраине, одновременно это сказывалось и на положении дел в порту и на же­ лезной дороге. В зимний период 1921-1922 гг. Мурманский порт все еще продолжал играть важную роль для РСФСР, что доказывают постановления СТО от 26 октября 1921 г. и 15 февраля 1922 г. об интенсификации его рабо­ ты4. Но в дальнейшем, с открытием традиционных морских выходов через Балтийское и Черное моря, восстановлением транспортной инфраструктуры и постепенным выходом страны из политической и дипломатической изоля­ ции, значение Мурманского пути для внешней торговли стало объективно падать. Данное обстоятельство, как и начало реализации в России принципов новой экономической политики, предполагавшей использование механизмов рыночного регулирования, стали поводом к появлению в 1922 г. предложе­ ний о закрытии Мурманской железной дороги «из-за убыточности» . Было видно, что обозначившийся с началом Первой мировой войны эффект «Вторых Дарданелл» исчерпывал себя. Российское государство воз­ I Ключников Ю.В., Сабанин А. Указ. соч. С.248. 3Там же. С.254, 315-316. 4 Известия ЦИК СССР. 1924. 21 октября. 5ГДРФ. Ф.Р-6751. Оп.8. Д.47. Л. 1-13. Полярная правда. 1922. 20 сентября. 209

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz