Фёдоров, П. В. Центр и северная окраина Российского государства в XVI - XX вв.: динамика стратегических связей (на материалах Кольского Заполярья) : специальность 07.00.02 - Отечественная история : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / Федоров Павел Викторович ; Помор. гос. ун-т им.М. В. Ломоносова. - Архангельск : [б. и.], 2009. - 489 с. – На правах рукоп.

льготных категорий обеспечивались пайком по тыловым красноармейским нормам1. 25 июня 1920 г. Совет Труда и Обороны принял постановление об увеличении норм пищевого и вещевого довольствия для рабочих, произво­ дящих «особенно тяжелые работы»: фронтовой красноармейский паек для них увеличивался на 50 %. Несколько потяжелел и паек, выдаваемый членам семей2. 20 сентября 1920 г. декретом СНК льготное продовольственное снабжение было распространено и на определенные категории рабочих и служащих г. Мурманска: на занятых на работах в порту, на транспорте, в строительстве, в советских учреждениях, а также членов их семей3. Все эти меры были призваны переломить ситуацию к зиме 1920-1921 гг., когда с замерзанием петроградского и архангельского портов Кольский залив должен был стать единственной функционирующей морской артерией России. Именно через Мурманский порт стала осуществляться доставка аме­ риканского угля, имевшего жизненно большое значение в условиях топлив­ ного кризиса и наступивших холодов. Совет Труда и Обороны установил нормы вывоза угля из Мурманска в размере 600 тыс. пудов в месяц, в т.ч. Балтфлоту - 200 тыс. пудов, Петротопу - 300 тыс. пудов, Главтопу (для ре­ монта сельскохозяйственных орудий и машин) - 100 тыс. пудов4. Несмотря на нехватку рабочей силы, масштабы которой на Мурман­ ской железной дороге даже к лету 1921 г. составляли не менее 8 тыс. чел.,5 и высокую текучесть кадров, приводящую, по словам одного из руководителей Северо-Западного ЭКОСО, к тому, что в Мурманском порту «грузчики раз­ бегаются»,6 несмотря на плохое техническое состояние северного участка дороги, грозящее, по утверждению ее начальника И.Я. Маноса, полной оста­ новкой движения,7 Мурманский коридор продолжал функционировать и пропускать необходимые государству грузы. Кроме американского угля, са­ 1Декреты Советской власти. Т.9. С. 10-17. 2Там же. С. 165-166. Декреты Советской власти. Т.10. С.196-198. 4Декреты Советской власти. Т. 12. С.329-331. 5Декреты Советской власти. Т.9. С.395; Там же. Т.17. С.380. 6ГАМО. Ф.Р-88. Оп.1. Д. 15. Л. 14. 7ГАМО. Ф.Р-88. Оп.1. Д.26. Л.32. 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz